Мир "Великого кольца": тафономия и эволюция - 28.11.2023 Украина.ру
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Мир "Великого кольца"

Мир "Великого кольца": тафономия и эволюция

Иван Ефремов - РИА Новости, 1920, 08.04.2023
Читать в
Ефремов как палеонтолог является создателем специальной научной дисциплины тафономии. Название происходит от греческих слов "тафос" — "могила, погребение", и "номос" — "закон". Вообще это раздел палеонтологии и археологии, изучающий закономерности процессов захоронения и образования местонахождений ископаемых остатков организмов.
Иван Ефремов начал разрабатывать эту дисциплину ещё в до войны. Статья "Выпадение переходных форм в условиях захоронения древнейших четвероногих" была опубликована в 1935 году. Рукопись книги "Тафономия" была готова ещё в 1943 году, но опубликовал он её в 1950-м. Почему? Главным образом – по итогам трёх гобийских экспедиций, в ходе которых основные положения новой науки нашли блестящее подтверждение.
Справедливости ради надо признать, что искали "кладбища динозавров" всё же по старинке – опросом аратов, которые сами, либо их родственники случайно видели "кости дракона" (постоянно в котловине Нэмэгэту никто не живёт и не кочует – нечего там делать). Зато по науке удалось объяснить, почему скелеты динозавров и прочего зверья (черепах, например) находятся именно здесь и именно в таких количествах.
Тут всё дело в особенностях окаменения (фоссилизации), в ходе которой кости включаются в формирующуюся осадочную породу и частично или полностью замещаются ею. Прежде всего, для фоссилизации твердых и получения отпечатков мягких тканей необходимо избежать разрушительного воздействия воздуха. Потому подавляющее большинство фоссилий образовалось в водоёмах. Например, Нэмэгэту – устье древней реки, которая выносила в море погибших животных. Другой известный вариант – захоронения мамонтов, которые провалились в трясину, а она, в свою очередь, по мере похолодания климата оказалась в зоне вечной мерзлоты.
  - РИА Новости, 1920, 01.04.2023
Мир "Великого кольца": запретить Ефремова
На фоссилизацию могут влиять и другие факторы, в первую очередь – широта распространения тех или иных существ. Например, туллимонстр (совершенно непонятная зверюга из среднего карбона, более всего похожая на кальмара с манипулятором вместо щупалец) встречается только в одном месте – зато в изобилии. Они там видимо кишмя кишели, но более не встречались нигде. То же самое относится к древнейшей "франсвильской биоте" в Габоне – останки древнейших многоклеточных организмов, которые по-видимому возникли в одном месте и полностью вымерли из-за изменения природных условий, не оставив никакого потомства.
В общем, до наших дней сохранилась лишь незначительная часть континентальных пресноводных отложений. При этом значительная часть площади древних материков в наше время недоступна, поскольку закрыта более поздними осадочными породами или водами моря, а часть осадочных толщ уничтожена эрозией (в том же Нэмэгэту скелеты, лежащие на поверхности, сохранить и исследовать невозможно – они слишком сильно разрушены).
Ну и, разумеется, нужны условия для того, чтобы обнаружить захороненное и уцелевшее. Костесодержащие песчаники Нэмэгэту были сначала подняты более поздними процессами горообразования, а затем разрушены бешеными ветрами "дороги ветров" и потоками после редких, но мощных пустынных ливней.
Причём же тут эволюция?
Сначала очень бдительные товарищи из структур близких к идеологическим, а на нынешнем этапе – альтернативно одарённые сторонники разного рода псевдонаучных подходов пришли к выводу, что раз останки древних существ сохраняются только при определённых условиях и легко разрушаются, значит до нас дошли останки только небольшого числа животных, причём чаще водных, чем сухопутных. А раз так, то геологическая летопись показывает нам не эволюцию, а только иллюзию эволюции, повторяющую сохранность ископаемых останков.
Т.о., можно предположить, что ранее существовало всё видовое многообразие, просто скелетов людей – современников динозавров, мы не нашли, потому что они, например, не падали в реку Нэмэгэту или упав, доходили до устья в виде бессистемного набора костей (собственно, большая часть захоронений Нэмэгету представляет собой именно груды перемешанных и, в основном, изломанных костей, по которым ничего определить нельзя).
"Но Ефремов, увидев иллюзию эволюции, почему-то не сделал следующий шаг. Он не предложил теорию, как могли бы развиваться животные без всякой прогрессивной эволюции. Зато Ефремов стал писать фантастические произведения о космосе и инопланетянах, которые могли заселять землю в разные периоды времени". А на самом-то деле никакой эволюции не было, а была инволюция: динозавры – это деградировавшие люди, которые из-за этой деградации вымерли (автор тут просит его извинить – труды типа "запрещённой палеонтологии" он просматривал наискосок, поскольку предпочитает хорошую фантастику, а то время как "альтернативные историки" и "альтернативные палеонтологи" – пример фантастики очень плохой).
Что по этому поводу можно сказать? Разумеется, Ефремов ни в своих научных трудах (в той же "Тафономии"), ни в художественных произведениях ("Дорога ветров", "Туманность Андромеды") не давал никаких оснований считать, что он отрицает эволюцию.
Прежде всего – останки древних животных находятся в слоях осадочных пород, которые залегают последовательно. Причём зачастую можно отследить замещение менее развитых животных более развитыми.
Мир "Великого кольца": Нэмэгету
Правда, противники эволюции тоже это знают, но логика у них альтернативная. Как ехидно отметил популяризатор науки Игорь Край в дзен-канале "Цитадель адеквата": "расположение окаменелостей ярусами объяснялось различиями способностей животных убегать от вод потопа. Естественно, что аммониты утонули первыми, а древние киты успели добежать до горных вершин – и только там утонули... Потом осадочные слои сползли по склонам вниз и киты оказались поверх аммонитов".
На самом же деле не могло такого быть, чтобы при наличии всего видового разнообразия в определённых слоях сохранились только определённые существа. В действительности они встречаются так, как положено по эволюции: звероящеры с расставленными в стороны, как у современных варанов и крокодилов, ногами – в более древних слоях; динозавры, с ногами, подобранными под корпус – в более новых.
В общем, признание недостаточности источниковой базы, что в истории, что в палеонтологии, само по себе не является доказательством неправильности существующих научных концепций. Ну и, понятно, отсутствие доказательств не может являться базой для каких-то концепций новых. Суждения типа "мы не видим в отложениях времён динозавров скелетов людей, потому что они не сохранились" представляют собой чистую спекуляцию. И ссылки на авторитет Ефремова – учёного и писателя, тут совершенно не к месту.
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала