Элина Быстрицкая. Самая таинственная и непостижимо прекрасная киевлянка Советского Союза - 04.04.2023 Украина.ру
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
История обложка
История

Элина Быстрицкая. Самая таинственная и непостижимо прекрасная киевлянка Советского Союза

  - РИА Новости, 1920, 04.04.2023
Читать в
Падкие на красивости журналисты массовых изданий любили называть ее "главной казачкой России", но у Элины Авраамовны Быстрицкой, родившейся 4 апреля 1928 года, слава Богу, во-первых, хватало видных ролей и кроме созданного ею образа Аксиньи из "Тихого Дона", а во-вторых, в её облике было много такого, что заставляет любоваться и внешностью, и внутренним светом души. У мужчин это свойство встречается реже, чем у женщин. А среди женщин Советского Союза Быстрицкая была, пожалуй, самой таинственной и непостижимо прекрасной.
Божественность натуры — цельность характера
Ее умопомрачительная женственность — общее место в рассуждении о русской культуре советской эпохи. О русской имперской культуре, которая умеет рождать такие цветы. Мама Элины Быстрицкой была еврейкой, папа — поляком, а сама она, родившаяся и выросшая в Киеве, — великой русской актрисой. Конечно, среди актрис её поколения немало было привлекательных, красивых, сексуальных женщин. Но мало кто мог с ней сравниться — только у нее был тот шарм, та "чертовщинка", которую в женской натуре ценят одинаково и царь, и купец, и рабочий.
Элина Быстрицкая умела быть своей без натяжки и суесловия. Для того чтобы такое умение родилось в человеке, он должен вести себя всегда естественно, а для этого — иметь развитое чувство собственного достоинства. И характер. А его ей было не занимать, по свидетельству знавших актрису близко людей. Это и позволило ей так убедительно, горячо, целостно изобразить на киноэкране такую настоящую, "ндравную" Аксинью. Потому и называли ее своей казаки Дона и Кубани, Терека и Урала, Астрахани и Сибири.
Лидия Гузеева
Актриса из города под огнем: дончанка победила в международном конкурсеАктриса Лидия Гузеева из Марьинки (ДНР) выиграла в международном чтецком конкурсе "Джалиловские чтения", сообщило на днях RG.Ru
Казаком ведь становится не всякий русский человек, а только тот, кто исповедует главное свойство русского характера — понимание свободы как никем не стесняемой и ничем не ограниченной воли. Отсюда-то и русская самодержавность, а вовсе не из Азии или Византии. И в этом контексте мы можем назвать и Аксинью из "Тихого Дона", и Лёлю из "Добровольцев", и Елизавету Максимовну из "Неоконченной повести", и даже герцогиню Мальборо из мхатовского спектакля "Стакан воды", людьми широкой воли. А сыграть, воплотить на сцене, экране такого человека может только артист, равный по масштабу личности своему герою.
Война, Сталино, характер
Быстрицкая родилась в семье военного врача. И этот факт биографии косвенно воспитал её характер в первые же пятнадцать лет жизни. Когда началась Великая Отечественная война Элина была еще совсем подростком. Тем не менее она напросилась в госпиталь помогать санитаркам. С санитарным эшелоном, с мамой, которая служила там же поваром, прошла горькие дороги отступления Красной армии и обратный, уже победный путь.
8 сентября 1943 года советские войска освободили Сталино (будущий Донецк). Фронтовой эвакуационный госпиталь зашел в полусожжённый город сразу за наступающими войсками — через три дня. Помещение ему выделили в здании школы Первой городской больницы. Этого здания давно нет, но это самый центр — площадь Ленина.
В одном из интервью уже на склоне лет Элина Авраамовна рассказывала: "на всё это (раны, отрезанные конечности. — Авт.) я насмотрелась в операционной, потому что, хотя и числилась санитаркой, работала лаборанткой. Хирурги меня звали, когда нужно было сделать анализ крови, определить её группу, так вот, там стояли тазы, в которых лежали ампутированные конечности. В приёмном покое солдаты лежали в ужасной грязи — их же доставляли прямо с передовой, — и страшнее, чем разорванные, окровавленные шинели и гимнастёрки, чем облепленные глиной сапоги, были вши, ползущие прямо по полу".
Кроме всего прочего, Быстрицкая вспомнила, что прифронтовой город Сталино, лежавший в руинах и погружавшийся ежевечерне в плотный мрак, был не только непригляден, но и серьёзно опасен. От госпиталя до квартиры, вспоминает актриса, она, тогда 15-летняя девчонка, ходила, сжимая в кармане шинели остро заточенную металлическую расчёску — так поступали все девушки.
Дорога, которую она выбрала сама
После войны Быстрицкая училась в техникуме, но любовь к искусству, властный зов сцены привели её в итоге в Киевский театральный институт им. Карпенко-Карого. Дальнейшая судьба молоденькой красивой актрисы могла быть и скромней, чем она себе сама её построила. Можно было, например, застрять в Херсонском драмтеатре, куда ей выпало распределение. Не захотела. Проявила уже сформировавшийся характер. Через Вильнюс, где жил тогда отец, дорожка актёрской профессии привела в московский театр им. Моссовета.
Ну а потом был звёздный час — роль Аксиньи.
Видение цели
Было бы самонадеянно с нашей стороны пытаться в нескольких строках рассказать и о том, как снимался фильм, и об интригах, неизбежных в актёрских кругах при выборе главных героев, и о том, как дух одного из величайших романов в истории человечества и помогал, и мешал съёмочной группе. Но и партнер Быстрицкой по фильму — исполнитель роли Григория Мелехова актер Пётр Глебов, и гениальный режиссер киноэпопеи Сергей Герасимов отмечали, что она вошла в роль как щука в омут — легко, спокойно, уверенно. И снова мы видим влияние натуры на профессию — человек, уверенный в себе, уверен и в своих действиях. Этот вовсе не означает, что Быстрицкую не терзали, как и любого актера, муки творчества, но у неё было главное — понимание цели. И это давало силы большую часть таланта отдавать созданию реалистичного образа.
«Майдан» на улице Ленина: в Вёшенской помнят об украинских корнях ШолоховаВсемирно известный писатель оказался в числе жертв постмайдановской декоммунизации
Запомним навсегда!
Здесь мы переведем дух и скажем: киношники после шестидесятых не очень баловали вниманием Элину Быстрицкую. На спектакли с ней в Малый театр валом валил театрал, но массовый зритель её подрастерял. И это очень досадно и неправильно. Такая богатая фактура, такой цельный характер, такой мощный талант перевоплощения достойны были куда более значительной карьеры. А с другой стороны — ведь театральная жизнь Быстрицкой удалась, как мало кому — до самых последних лет она выходила на подмостки. Так о чём жалеть?
Ее античный профиль, стать, поступь, взгляд достойны были самых сильных эмоций из пьес Эврипида и Эсхила. Она и была человеком из других миров, занесенным волей Бога в наше время.
Элина Быстрицкая скончалась 26 апреля 2019 года в Москве. Как будто вчера…
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала