https://ukraina.ru/20230404/1044992154.html
Элина Быстрицкая. Самая таинственная и непостижимо прекрасная киевлянка Советского Союза
Элина Быстрицкая. Самая таинственная и непостижимо прекрасная киевлянка Советского Союза - 04.04.2023 Украина.ру
Элина Быстрицкая. Самая таинственная и непостижимо прекрасная киевлянка Советского Союза
Падкие на красивости журналисты массовых изданий любили называть ее "главной казачкой России", но у Элины Авраамовны Быстрицкой, родившейся 4 апреля 1928 года,... Украина.ру, 04.04.2023
2023-04-04T14:00
2023-04-04T14:00
2023-04-04T14:00
история
история
история украины
история ссср
актриса
украинская актриса
кино
фильм
кинематограф
/html/head/meta[@name='og:title']/@content
/html/head/meta[@name='og:description']/@content
https://cdnn1.ukraina.ru/img/07e7/03/07/1044171127_0:173:2048:1325_1920x0_80_0_0_ee87c98f02fd753faed9c490a6e76287.jpg
Падкие на красивости журналисты массовых изданий любили называть ее "главной казачкой России", но у Элины Авраамовны Быстрицкой, родившейся 4 апреля 1928 года, слава Богу, во-первых, хватало видных ролей и кроме созданного ею образа Аксиньи из "Тихого Дона", а во-вторых, в её облике было много такого, что заставляет любоваться и внешностью, и внутренним светом души. У мужчин это свойство встречается реже, чем у женщин. А среди женщин Советского Союза Быстрицкая была, пожалуй, самой таинственной и непостижимо прекрасной.Божественность натуры — цельность характераЕе умопомрачительная женственность — общее место в рассуждении о русской культуре советской эпохи. О русской имперской культуре, которая умеет рождать такие цветы. Мама Элины Быстрицкой была еврейкой, папа — поляком, а сама она, родившаяся и выросшая в Киеве, — великой русской актрисой. Конечно, среди актрис её поколения немало было привлекательных, красивых, сексуальных женщин. Но мало кто мог с ней сравниться — только у нее был тот шарм, та "чертовщинка", которую в женской натуре ценят одинаково и царь, и купец, и рабочий.Элина Быстрицкая умела быть своей без натяжки и суесловия. Для того чтобы такое умение родилось в человеке, он должен вести себя всегда естественно, а для этого — иметь развитое чувство собственного достоинства. И характер. А его ей было не занимать, по свидетельству знавших актрису близко людей. Это и позволило ей так убедительно, горячо, целостно изобразить на киноэкране такую настоящую, "ндравную" Аксинью. Потому и называли ее своей казаки Дона и Кубани, Терека и Урала, Астрахани и Сибири.Казаком ведь становится не всякий русский человек, а только тот, кто исповедует главное свойство русского характера — понимание свободы как никем не стесняемой и ничем не ограниченной воли. Отсюда-то и русская самодержавность, а вовсе не из Азии или Византии. И в этом контексте мы можем назвать и Аксинью из "Тихого Дона", и Лёлю из "Добровольцев", и Елизавету Максимовну из "Неоконченной повести", и даже герцогиню Мальборо из мхатовского спектакля "Стакан воды", людьми широкой воли. А сыграть, воплотить на сцене, экране такого человека может только артист, равный по масштабу личности своему герою.Война, Сталино, характерБыстрицкая родилась в семье военного врача. И этот факт биографии косвенно воспитал её характер в первые же пятнадцать лет жизни. Когда началась Великая Отечественная война Элина была еще совсем подростком. Тем не менее она напросилась в госпиталь помогать санитаркам. С санитарным эшелоном, с мамой, которая служила там же поваром, прошла горькие дороги отступления Красной армии и обратный, уже победный путь.8 сентября 1943 года советские войска освободили Сталино (будущий Донецк). Фронтовой эвакуационный госпиталь зашел в полусожжённый город сразу за наступающими войсками — через три дня. Помещение ему выделили в здании школы Первой городской больницы. Этого здания давно нет, но это самый центр — площадь Ленина.В одном из интервью уже на склоне лет Элина Авраамовна рассказывала: "на всё это (раны, отрезанные конечности. — Авт.) я насмотрелась в операционной, потому что, хотя и числилась санитаркой, работала лаборанткой. Хирурги меня звали, когда нужно было сделать анализ крови, определить её группу, так вот, там стояли тазы, в которых лежали ампутированные конечности. В приёмном покое солдаты лежали в ужасной грязи — их же доставляли прямо с передовой, — и страшнее, чем разорванные, окровавленные шинели и гимнастёрки, чем облепленные глиной сапоги, были вши, ползущие прямо по полу".Кроме всего прочего, Быстрицкая вспомнила, что прифронтовой город Сталино, лежавший в руинах и погружавшийся ежевечерне в плотный мрак, был не только непригляден, но и серьёзно опасен. От госпиталя до квартиры, вспоминает актриса, она, тогда 15-летняя девчонка, ходила, сжимая в кармане шинели остро заточенную металлическую расчёску — так поступали все девушки.Дорога, которую она выбрала самаПосле войны Быстрицкая училась в техникуме, но любовь к искусству, властный зов сцены привели её в итоге в Киевский театральный институт им. Карпенко-Карого. Дальнейшая судьба молоденькой красивой актрисы могла быть и скромней, чем она себе сама её построила. Можно было, например, застрять в Херсонском драмтеатре, куда ей выпало распределение. Не захотела. Проявила уже сформировавшийся характер. Через Вильнюс, где жил тогда отец, дорожка актёрской профессии привела в московский театр им. Моссовета.Ну а потом был звёздный час — роль Аксиньи.Видение целиБыло бы самонадеянно с нашей стороны пытаться в нескольких строках рассказать и о том, как снимался фильм, и об интригах, неизбежных в актёрских кругах при выборе главных героев, и о том, как дух одного из величайших романов в истории человечества и помогал, и мешал съёмочной группе. Но и партнер Быстрицкой по фильму — исполнитель роли Григория Мелехова актер Пётр Глебов, и гениальный режиссер киноэпопеи Сергей Герасимов отмечали, что она вошла в роль как щука в омут — легко, спокойно, уверенно. И снова мы видим влияние натуры на профессию — человек, уверенный в себе, уверен и в своих действиях. Этот вовсе не означает, что Быстрицкую не терзали, как и любого актера, муки творчества, но у неё было главное — понимание цели. И это давало силы большую часть таланта отдавать созданию реалистичного образа.Запомним навсегда!Здесь мы переведем дух и скажем: киношники после шестидесятых не очень баловали вниманием Элину Быстрицкую. На спектакли с ней в Малый театр валом валил театрал, но массовый зритель её подрастерял. И это очень досадно и неправильно. Такая богатая фактура, такой цельный характер, такой мощный талант перевоплощения достойны были куда более значительной карьеры. А с другой стороны — ведь театральная жизнь Быстрицкой удалась, как мало кому — до самых последних лет она выходила на подмостки. Так о чём жалеть?Ее античный профиль, стать, поступь, взгляд достойны были самых сильных эмоций из пьес Эврипида и Эсхила. Она и была человеком из других миров, занесенным волей Бога в наше время.Элина Быстрицкая скончалась 26 апреля 2019 года в Москве. Как будто вчера…
https://ukraina.ru/20230313/1044317243.html
https://ukraina.ru/20210527/1031493394.html
Украина.ру
editors@ukraina.ru
+7 495 645 66 01
ФГУП МИА «Россия сегодня»
2023
Новости
ru-RU
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/
Украина.ру
editors@ukraina.ru
+7 495 645 66 01
ФГУП МИА «Россия сегодня»
https://cdnn1.ukraina.ru/img/07e7/03/07/1044171127_0:0:2048:1536_1920x0_80_0_0_1b8035ed187352aa96711130e6860148.jpgУкраина.ру
editors@ukraina.ru
+7 495 645 66 01
ФГУП МИА «Россия сегодня»
история, история украины, история ссср, актриса, украинская актриса, кино, фильм, кинематограф
Падкие на красивости журналисты массовых изданий любили называть ее "главной казачкой России", но у Элины Авраамовны Быстрицкой, родившейся 4 апреля 1928 года, слава Богу, во-первых, хватало видных ролей и кроме созданного ею образа Аксиньи из "Тихого Дона", а во-вторых, в её облике было много такого, что заставляет любоваться и внешностью, и внутренним светом души. У мужчин это свойство встречается реже, чем у женщин. А среди женщин Советского Союза Быстрицкая была, пожалуй, самой таинственной и непостижимо прекрасной.
Божественность натуры — цельность характера
Ее умопомрачительная женственность — общее место в рассуждении о русской культуре советской эпохи. О русской имперской культуре, которая умеет рождать такие цветы. Мама Элины Быстрицкой была еврейкой, папа — поляком, а сама она, родившаяся и выросшая в Киеве, — великой русской актрисой. Конечно, среди актрис её поколения немало было привлекательных, красивых, сексуальных женщин. Но мало кто мог с ней сравниться — только у нее был тот шарм, та "чертовщинка", которую в женской натуре ценят одинаково и царь, и купец, и рабочий.
Элина Быстрицкая умела быть своей без натяжки и суесловия. Для того чтобы такое умение родилось в человеке, он должен вести себя всегда естественно, а для этого — иметь развитое чувство собственного достоинства. И характер. А его ей было не занимать, по свидетельству знавших актрису близко людей. Это и позволило ей так убедительно, горячо, целостно изобразить на киноэкране такую настоящую, "ндравную" Аксинью. Потому и называли ее своей казаки Дона и Кубани, Терека и Урала, Астрахани и Сибири.
Казаком ведь становится не всякий русский человек, а только тот, кто исповедует главное свойство русского характера — понимание свободы как никем не стесняемой и ничем не ограниченной воли. Отсюда-то и русская самодержавность, а вовсе не из Азии или Византии. И в этом контексте мы можем назвать и Аксинью из "Тихого Дона", и Лёлю из "Добровольцев", и Елизавету Максимовну из "Неоконченной повести", и даже герцогиню Мальборо из мхатовского спектакля "Стакан воды", людьми широкой воли. А сыграть, воплотить на сцене, экране такого человека может только артист, равный по масштабу личности своему герою.
Быстрицкая родилась в семье военного врача. И этот факт биографии косвенно воспитал её характер в первые же пятнадцать лет жизни. Когда началась Великая Отечественная война Элина была еще совсем подростком. Тем не менее она напросилась в госпиталь помогать санитаркам. С санитарным эшелоном, с мамой, которая служила там же поваром, прошла горькие дороги отступления Красной армии и обратный, уже победный путь.
8 сентября 1943 года советские войска освободили Сталино (будущий Донецк). Фронтовой эвакуационный госпиталь зашел в полусожжённый город сразу за наступающими войсками — через три дня. Помещение ему выделили в здании школы Первой городской больницы. Этого здания давно нет, но это самый центр — площадь Ленина.
В одном из интервью уже на склоне лет Элина Авраамовна рассказывала: "на всё это (раны, отрезанные конечности. — Авт.) я насмотрелась в операционной, потому что, хотя и числилась санитаркой, работала лаборанткой. Хирурги меня звали, когда нужно было сделать анализ крови, определить её группу, так вот, там стояли тазы, в которых лежали ампутированные конечности. В приёмном покое солдаты лежали в ужасной грязи — их же доставляли прямо с передовой, — и страшнее, чем разорванные, окровавленные шинели и гимнастёрки, чем облепленные глиной сапоги, были вши, ползущие прямо по полу".
Кроме всего прочего, Быстрицкая вспомнила, что прифронтовой город Сталино, лежавший в руинах и погружавшийся ежевечерне в плотный мрак, был не только непригляден, но и серьёзно опасен. От госпиталя до квартиры, вспоминает актриса, она, тогда 15-летняя девчонка, ходила, сжимая в кармане шинели остро заточенную металлическую расчёску — так поступали все девушки.
Дорога, которую она выбрала сама
После войны Быстрицкая училась в техникуме, но любовь к искусству, властный зов сцены привели её в итоге в Киевский театральный институт им. Карпенко-Карого. Дальнейшая судьба молоденькой красивой актрисы могла быть и скромней, чем она себе сама её построила. Можно было, например, застрять в Херсонском драмтеатре, куда ей выпало распределение. Не захотела. Проявила уже сформировавшийся характер. Через Вильнюс, где жил тогда отец, дорожка актёрской профессии привела в московский театр им. Моссовета.
Ну а потом был звёздный час — роль Аксиньи.
Было бы самонадеянно с нашей стороны пытаться в нескольких строках рассказать и о том, как снимался фильм, и об интригах, неизбежных в актёрских кругах при выборе главных героев, и о том, как дух одного из величайших романов в истории человечества и помогал, и мешал съёмочной группе. Но и партнер Быстрицкой по фильму — исполнитель роли Григория Мелехова актер Пётр Глебов, и гениальный режиссер киноэпопеи Сергей Герасимов отмечали, что она вошла в роль как щука в омут — легко, спокойно, уверенно. И снова мы видим влияние натуры на профессию — человек, уверенный в себе, уверен и в своих действиях. Этот вовсе не означает, что Быстрицкую не терзали, как и любого актера, муки творчества, но у неё было главное — понимание цели. И это давало силы большую часть таланта отдавать созданию реалистичного образа.
Здесь мы переведем дух и скажем: киношники после шестидесятых не очень баловали вниманием Элину Быстрицкую. На спектакли с ней в Малый театр валом валил театрал, но массовый зритель её подрастерял. И это очень досадно и неправильно. Такая богатая фактура, такой цельный характер, такой мощный талант перевоплощения достойны были куда более значительной карьеры. А с другой стороны — ведь театральная жизнь Быстрицкой удалась, как мало кому — до самых последних лет она выходила на подмостки. Так о чём жалеть?
Ее античный профиль, стать, поступь, взгляд достойны были самых сильных эмоций из пьес Эврипида и Эсхила. Она и была человеком из других миров, занесенным волей Бога в наше время.
Элина Быстрицкая скончалась 26 апреля 2019 года в Москве. Как будто вчера…