Головы Софьи Перовской. Цареубийца императорской крови в бронзе и камне - 29.12.2022 Украина.ру
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Головы Софьи Перовской. Цареубийца императорской крови в бронзе и камне

© Public domain
Читать в
ДзенTelegram
Ровно 104 года назад, 29 декабря 1918 года, в Петрограде перед Николаевским (ныне Московским) вокзалом был торжественно открыт первый советский памятник-бюст не просто женщине-революционерке, но женщине-цареубийце Софье Перовской.
Случилось это в рамках ленинского плана «монументальной пропаганды» жизнедеятельности революционеров, с которых и должны были лепить свою жизнь будущие поколения людей, которым, как выяснилось чуть позже, предстояло жить при коммунизме. Но пожить не удалось. Это тоже выяснилось позже.
Месть за брата
Лидер российских большевиков-коммунистов и глава первого большевистского правительства Владимир Ленин очень не любил царей-императоров российских. Он даже в революцию, по его словам, «пошел другим путем», потому что по первому пути — индивидуального террора — пошел его старший брат Александр. Он хотел убить императора Александра III. Но заговор раскрыли и самых активных горе-убийц повесили.
На Володеньку Ульянова (будущего Ленина) это произвело такое впечатление, что он решил отомстить за брата любой ценой и извести на корню всю «подлую породу». И 17 июля 1918 года была расстреляна вся семья последнего российского императора Николая II. А первый памятник женщине был поставлен, разумеется, цареубийце. В 1881 году, 1 марта, именно по сигналу Перовской убили императора Александра II Освободителя, отца Александра III, из-за которого и пострадал старший брат Ленина.
Софья взмахнула белым платком, и ее подельник Игнатий Гриневицкий метнул вторую бомбу прямо под царя, практически оторвав ему ноги.
А потом, через много лет, голову пилили уже только ей — чем-то не нравилась людям именно эта часть ее тела...
Первая голова
Даже первый блин с установкой бюста у петроградского Николаевского вокзала вышел комом. Изготовление памятника заказали итальянскому скульптору Итало Орландо Гризелли (1880−1958 гг.), который тогда ошивался в России и работал в новаторской технике и манере кубофутуризма. Его тогда на наш манер называли Орландо Оливеровичем, и он не подкачал — сваял как видел.
Владимир Скачко - РИА Новости, 1920, 05.03.2019
Владимир Скачко: кто онИзвестный украинский журналист, публицист, политический аналитик
На торжество пригласили видных местных питерских революционеров и еще остающихся в живых, но старых народовольцев. И среди них присутствовал даже Николай Морозов, который вообще был соратником Софьи Перовской. Вместе они мастырили бомбы и маршруты покушения разрабатывали.
Но когда сдернули саван с изваяния, то вздрогнули все, включая все видевших в царских казематах и пыточных стариков-народовольцев. Известный скульптор Леонид Шервуд так рассказывал в своих мемуарах о творении кубофутуристического итальянца: «Когда памятник Перовской был открыт, то вместо русской революционерки все увидели могучую львицу с громадной прической, с мощными формами лица и шеи, ничего общего не имевшую с реальным образом Перовской. Это так поразило и оскорбило присутствующих, что памятник был немедленно закрыт. Решено было больше не давать футуристам заказов».
Несколько офигел и либеральный по большевистским меркам большевистский же нарком просвещения, полтавчанин Анатолий Луначарский. Он говорил позже: «Хуже выходили памятники с левым уклоном, так, например, когда открыта была кубически стилизованная голова Перовской, то некоторые прямо шарахнулись в сторону, а 3лата Лилина на самых высоких тонах потребовала, чтобы памятник был немедленно снят. …Многих огорчило чрезвычайно нечеловеческое изображение Перовской».
Упомянутая же им некто Лилина — это партийная журналистка и вторая жена тогдашнего хозяина Петрограда Григория Зиновьева. И ослушаться ее было себе дороже. И памятник через 100 дней действительно снесли. А современный искусствовед Мария Чегодаева даже остроумно заметила, что «впервые, во всяком случае, в русской истории, произведение искусства было "казнено" не по политическим и не по идеологическим, а по сугубо художественным мотивам». Официально посчитали ее голову «несколько огрубленной, может быть, несколько экспрессионистичной».
Вторая голова
Вторую голову Софье Перовской на памятнике ей опилили уже в советское время, когда коммунизм не наступил, а нищета пришла. Вместе с модой на сдачу цветных металлов в утиль. За деньги.
Случилось это в Калуге, где в 1986 году зачем-то открыли новый памятник Перовской. Почему там? Может быть, потому что наследник российского престола и будущий государь-император Александр II Николаевич, путешествуя по России, летом 1837 года дважды посетил Калугу. И в своём путевом дневнике записал: «Красивый город».
Переборчивая цареубийца и тупик. Трое мужчин Софьи ПеровскойВ 1908 году, 14 декабря, в Риме, далеко от России, скончался ее посол в этой стране Николай Муравьев. От другого — Андрея Желябова — не осталось даже могилы: как цареубийцу, его повесили в апреле 1881 года. И похоронили в неизвестном месте.
Может быть, потому что калужские дворяне, купцы и мещане очень уважали убитого императора и все места его пребывания в Калуге увековечили, а после убийства построили в городе памятную часовню царю-мученику, а коммунисты Калуги, даже уже сами находясь на последнем издыхании, все пытались искоренить память об императоре и прославить «свою» революционерку.
Но как бы то ни было, но в тяжелые перестроечные времена начали воровать и сдавать металл на переплавку, не щадя ни память, ни памятники, то в начале 90-х прошлого века отпилили и голову памятнику Перовской.
Однако по инициативе местных калужских коммунистов «атрибут» отлили заново и приварили на место. Так она там и стоит до сих пор. С головой.
Легенды и жизнь
Однако именно с головой связаны и самые страшные легенды о цареубийце Перовской. Люди утверждают, что и сейчас в Санкт-Петербурге в начале марта на мостике Грибоедовского канала (неподалеку от убийства императора, откуда она подала сигнал своим белым платком) ежегодно-де появляется молодая женщина в черном. И с посиневшим от удушья лицом. На ее шее можно увидеть багровый след от веревки, а в руке — тот самый белый платок.
То же самое только осенью можно якобы увидеть и в Калуге у памятника Перовской, где появляется призрак плачущей и словно живой женщины. От него веет ледяным холодом, и люди считают, что это проклятая душа цареубийцы так и не может обрести покой у своего единственного медного памятника на русской земле.
Жуть! Однако местные калужские студенты и вообще местная молодежь называют памятник Перовской даже нежно — «Софушка». И облюбовали его, как всем известное место для встреч и свиданий, а также для импровизированных сабантуев и пирушек после зачетов и экзаменов. «У Софушки» — и все знают, где это.
И призрак террористки если позже и появляется у своего изваяния, то может видеть там пустые бутылки, объедки и ошметки мусора, безжалостно гонимые пронзительным холодным ветром. Жизнь, как говорится, берет свое.
Тем более что в России, в Крыму, тоже есть памятники Перовской. Там она коротала время со своей матерью, которой очень стеснялся ее отец — некогда вице-губернатор Таврии Лев Николаевич Перовский.
Вообще семья Перовских владела четырьмя имениями в Крыму. Одно из них, заложенное Перовским еще в 1834 году как винодельческое хозяйство на землях Бельбекской долины, получило название «Алькадар». За свою историю оно несколько раз меняло свое название и собственников: сначала усадьба Перовских, потом «Алькадар», в Советском Союзе — совхоз имени Софьи Перовской, после развала Союза — снова винодельня «Алькадар», затем винзавод Reikartz Winery, а после возвращения Крыма и Севастополя в Россию — «Усадьба Перовских», часть сельскохозяйственного ЗАО имени Софьи Перовской. Там, во дворе мемориального музея и в парке, сегодня находятся памятник и бюст Перовской.
И никто их не трогает. Это уже история. Такая, какой она была.
Красные сапоги императора и кровь цареубийцы
Биографы убитого Софьей императора Александра II тоже рассказывают о нем легенды. Якобы при рождении будущего государя-императора некий юродивый Федор предсказал: «Новорожденный будет могуч, славен и силен, но умрет в красных сапогах».
И пророчества сбылись: 1 марта 1881 года при покушении и взрыве второй бомбы на набережной Екатерининского канала царю оторвало обе ноги. Обливаясь кровью, он вскоре умер мученической смертью в Зимнем дворце.
Перовская умерла бескровно. Но самый главный парадокс во всей этой истории, что и император, и его убийца были одной крови — императорской. Они было дальними, очень дальними, но родственниками. А у Софьи Перовской вообще текла украинская кровь. Потому что она праправнучка и графа Кирилла Разумовского, последнего гетмана Украины (Войска Запорожского) и младшего брата морганатического (и «ночного») супруга императрицы Елизаветы Петровны.
Семен Яхненко - одесский тесть малороссийского цареубийцы Ровно 150 лет назад, в 1872 году, это однозначно выглядело как мезальянс -- типичный неравный брак. Одна из богатых наследниц многомилионного состояния богатейшего буржуа, красивая и изысканная блондинка, великолепно поющая и играющая на фортепиано, вышла замуж за бывшего домашнего учителя их семьи.
Именно граф Кирилл Разумовский женился на Екатерине Нарышкиной, чей отец, флотский офицер Иван Нарышкин был родным племянником царицы Натальи Кирилловны, матери Петра I. Прапрабабушка Софьи Перовской таким образом приходилась троюродной сестрой самой императрице Елизавете Петровне. И, естественно, ее старшей сестре Анне Петровне, матери будущего императора Петра III, мужа императрицы Екатерины II Великой и родоначальника всех будущих императоров династии Романовых-Гольштейн-Готторпских.
Софья и ее отец — наследники по прямой графа Кирилла Разумовского и его царственной жены Екатерины. Перовские же, а не Разумовские они потому, что происходят от Никола Перовского, внебрачного внука гетмана, незаконнорожденного сына Алексея Кирилловича, в свою очередь, сына графа Кирилла. Вот такая сложная история крови, как сказал бы писатель Михаил Булгаков.
Но ничто не помешало пассионарной и фанатично-целеустремленной Софье убить своего дальнего родственника и страшно этим гордиться. И Ленина порадовать…
Вместо резюме
Самое интересное, что после соприкосновения с чудной зарождающейся советской действительностью не очень везло и скульптору запрещенного памятника Перовской итальянцу Итало Гризелли. В 20-е годы он вернулся в Италию, много работал, но одной из самых известных его работ этого периода в 1939 году стала скульптура «Гений фашизма» в Риме (Il genio del fascismo) — эдакий обнаженный мускулистый юноша, салютующий фашистским приветствием.
И все было бы хорошо, но после 1945 года на руки юноши надели боксерские перчатки и переименовали его в… «Гения спорта». Раз попал уж бывший кубофутурист под каток цензуры, то это, по ходу, навсегда. А может, просто не нужно «-измами» всякими баловаться...
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала