На пресс-конференции по итогам 22-го заседания франко-германского совета министров 31 мая Эммануэль Макрон сообщил о небольшом продвижении в урегулировании украинского конфликта — о предстоящих переговорах глав МИД стран «нормандской четвёрки».
Россия, Франция и Германия — за мир на Украине
Макрон подчеркнул, что не видит ничего более полезного для разрешения кризиса на Украине, чем «нормандский формат».
«В свете недавнего обострения ситуации мы подчёркиваем важность реализации Минских соглашений и решений парижского саммита, прошедшего в декабре 2019 года, по приемлемому урегулированию конфликта на востоке Украины, привержены работе в «нормандском формате» по достижению этой цели и отдаём должное различным мерам ОБСЕ на месте», — говорится в итоговом коммюнике заседания совета министров Германии и Франции.
9 декабря 2019 года в Париже на первой более чем за 3 года встрече лидеров стран «нормандской четвёрки» Владимир Путин, Владимир Зеленский, Эммануэль Макрон и канцлер ФРГ Ангела Меркель на многочасовых переговорах достигли договорённостей по нескольким вопросам:
1. Альтернативы Минским соглашениям нет.
2. В законодательство Украины необходимо внести изменения в соответствии с «формулой Штайнмайера» (закон об особом порядке местного самоуправления в отдельных районах Донецкой и Луганской областей вступает в силу на временной основе в день выборов, а на постоянной основе — после публикации отчёта ОБСЕ об их итогах).
При этом Зеленский подчеркнул, что никогда не согласится на федерализацию, потому что статья Конституции об унитарном устройстве государства неизменна, а также добавил, что местные выборы в Донбассе возможны только по украинскому законодательству и стандартам ОБСЕ.
3. Разведение сил и средств на 3 новых участках, определённых Контактной группой, должно завершиться к концу марта 2020 года.
4. Полное прекращение огня до конца 2019 года, контроль за соблюдением режима тишины со стороны мониторинговой миссии ОБСЕ будет усилен.
«Стороны 20 раз договаривались о прекращении огня, но сейчас мы договорились, что мы будем относиться к этому серьёзно. Россия, имея большое влияние на сепаратистов, и мы, Украина, тоже будем на это влиять и контролировать. Уверен, что если все стороны хотят, то до конца года тоже это осуществится», — заявлял Зеленский.
5. До 31 декабря 2019 года стороны конфликта должны провести обмен пленными по принципу «всех установленных на всех установленных» и обеспечить к ним доступ представителей Международного Красного Креста.
6. Следующий саммит «нормандской четвёрки» на высшем уровне состоится через 4 месяца в Берлине, то есть весной 2020 года.
Выглядело очень обнадёживающе, однако 30 апреля, как раз по прошествии чуть более 4 месяцев с парижского саммита, министр иностранных дел РФ Сергей Лавров по окончании переговоров глав МИД «нормандской четвёрки», прошедшей по видеосвязи, констатировал, что за это время выполнена только 1 договорённость лидеров, и то частично — обмен пленными.
Спустя год, в апреле 2021-го, дипломат в интервью генеральному директору МИА «Россия сегодня» Дмитрию Киселёву напомнил, что в июле 2020 года в Контактной группе было достигнуто самое серьёзное и самое эффективное соглашение о прекращении огня, предусматривающее комплекс мер, прежде всего обязательства каждой из сторон не отвечать на огонь немедленно на месте, а доложить о том, что произошло нарушение, высшему командованию. И если народные республики соответствующие приказы опубликовали, то Киев этого не сделал.
Любые попытки призвать украинскую сторону к выполнению этой договорённости и в Контактной группе, и в «нормандском формате» оканчивались безрезультатно.
«Это просто, как у нас говорят, об стену горох — ты им про Фому, они тебе про Ерёму. Я, знаете, с огромным удовольствием смотрел сериал «Слуга народа», когда ещё никто не подозревал, что его герой и в реальной жизни пойдёт по этому пути. Но пошёл-то он не по этому пути, потому что, если бы сейчас Владимир Александрович Зеленский пересмотрел тот сериал и постарался бы понять убеждения того человека, которого он очень хорошо изобразил на экране, и потом сравнил бы эти убеждения с тем, что он сейчас делает, ну, наверное, ему удалось одно из наиболее эффективных искусств перевоплощения. Не знаю, когда он был самим собой и когда он перевоплотился, но контраст разительный», — сказал Лавров.
Несмотря на имеющиеся разногласия по многим направлениям, Германия и Франция намерены продолжать диалог с Россией и работать в областях совместных интересов, а урегулирование конфликта в Донбассе — одна из них.
Параллельная реальность Зеленского
Пока тройка международных посредников ищет пути возращения Украины к мирной жизни, президент страны Владимир Зеленский грезит о другом. В интервью немецкой газете Frankfurter Allgemeine Zeitung, вышедшем в тот же день, когда Меркель и Макрон говорили об эффективности «нормандской четвёрки», он заявил о необходимости создания нового переговорного формата, частью которого мог бы стать «нормандский».
Формат, созданный при участии его предшественника, которому он, между прочим, выразил приверженность на парижском саммите в 2019 году, не устраивает Зеленского по нескольким причинам. Во-первых, хотя, по словам президента, благодаря «нормандской четвёрке» удалось добиться определённых успехов, политика «осторожной дипломатии» — так Зеленский охарактеризовал действия Германии и Франции — не устраивает Киев, поскольку эти европейские страны «боятся называть Россию стороной конфликта» (непонятно, с какой стати, ведь Москва — это такой же гарант Минских соглашений, как Париж и Берлин, стороны конфликта — это Киев и народные республики). А во-вторых, «нормандский формат» ведёт переговоры только по восточной Украине.
«Там нет речи ни о Крыме, ни о трубопроводе («Северный поток — 2». — Ред.), ни о гарантиях безопасности. Речь там не идёт о нашем членстве в НАТО или о нашем партнёрстве с альянсом», — заявил Зеленский.
Таким образом, он хочет свалить в кучу все вопросы, которые Киев регулярно задаёт западным политикам, но в ответ получает, как правило, лишь формальные заверения во всесторонней поддержке: российский статус Крыма мировое сообщество не признаёт, но и порывы украинских политиков вернуть его в состав Украины, в том числе силовым путём, не подхватывает; невозможность помешать завершению строительства «Северного потока-2» признал даже такой ярый противник проекта, как президент США Джо Байден; украинское руководство пытается подтолкнуть американцев и европейцев к реальным шагам по защите своей страны под предлогом якобы существующей «угрозы со стороны России», но Запад осознаёт, что это путь к прямому столкновению с РФ, в котором не заинтересован никто; членство в НАТО Украине пообещали на Бухарестском саммите 2008 года, но теперь члены альянса понимают, что поспешили, и принять её в свои ряды сейчас означает взять на себя обязательство вступить в войну на стороне Киева.
Что касается изменения переговорного формата по Донбассу, эту идею продвигал ещё Пётр Порошенко, и Зеленский пошёл по его стопам. В интервью газете Financial Times в апреле нынешний президент Украины предложил внести изменения в Минские соглашения и увеличить число участников «нормандского формата» за счёт США, Канады и Великобритании.
О готовности администрации Джо Байдена играть более активную роль в процессе урегулирования в Донбассе журналисты незамедлительно спросили пресс-секретаря Белого дома Джен Псаки, но она ушла от ответа.
В свою очередь, глава ЛНР Леонид Пасечник тогда в интервью РИА Новости сказал, что включение в «нормандский формат» США или каких-то ещё стран приведёт не к разрешению конфликта, а, наоборот, к нагнетанию и усугублению ситуации. По его мнению, Киев просто-напросто пытается затянуть в переговоры своих союзников, чтобы усилить давление на Россию, которая регулярно призывает украинские власти к диалогу с представителями Донбасса для решения всех вопросов напрямую.
Белый дом стремился к участию в «нормандском формате» в период президентства Барака Обамы, Москва была не против, более того, Лавров считает полезным вовлечение Вашингтона в той или иной степени в процесс урегулирования конфликта в Донбассе, однако, как рассказывал в 2017 году заместитель главы МИД РФ Сергей Рябков, не согласились Германия и Франция.
Пытается Киев внести изменения и в работу Контактной группы. В частности, на фоне задержания белорусских оппозиционеров украинские политики вновь подняли тему о переносе переговоров из Минска в другой город, вернулись к этим разговорам после инцидента с самолётом Ryanair. Ехать в белорусскую столицу категорически отказывается руководитель украинской делегации, бывший президент страны Леонид Кравчук — он сказал, что лучше напишет заявление об увольнении с этой должности. Представитель ЛНР в Контактной группе Родион Мирошник считает аргументы Киева неправдоподобными, особенно если учесть, что консультации проходят в видеоформате, а делается всё это для того, чтобы затянуть решение проблемы.
«В Киеве за камерой всё так же сидит толпа подглядывающих и подслушивающих, как те, кто перед камерой, заходятся в праведном гневе, борясь за конфиденциальность переговоров. Отказ Киева от авиасообщения с Белоруссией — совсем не повод искать новую площадку. Как отменили, так пусть и возобновляют. Да и отдельные члены украинской делегации регулярно летали в Минск на частных самолётах. Было бы желание», — заявил Мирошник.
О том, что события в Белоруссии не имеют никакого отношения к переговорному процессу по Донбассу, накануне подчеркнули лидеры Германии и Франции.
«"Нормандский формат" не зависит от того, что происходит в Белоруссии. Несмотря ни на что, важно продолжать работу в «нормандском формате», хотя прогресс там дается с трудом. Германия и Франция помогают Украине благодаря этому формату, и это важно», — сказала Меркель.
Только Зеленский хотел бы получить от Берлина совершенно другую помощь. Претензии на эту тему президент высказал в интервью Frankfurter Allgemeine Zeitung: «Германия не оказывала нам военной помощи, однако могла бы. У ФРГ есть отличные корабли — быстроходные, торпедные и патрульные катера. Автоматические винтовки, аудиоаппаратура — многое другое (Киев хотел бы получить. — Ред.). Мы получили от американцев джипы Hummer, а Германия является ведущей страной в производстве бронированных военных машин».
Как рассказал в интервью радиостанции «Говорит Москва» бывший премьер-министр Украины Николай Азаров, Зеленский собирался развязать большую войну в Донбассе, а точнее — предоставить возможность неонацистам расправиться с регионом.
«Сосредоточили на линии разграничения ударную группировку 136 тысяч военнослужащих, более 500 танков, ракетные системы и так далее, и так далее. То есть Генштаб… Ну, Генштаб не из дураков же Украины состоит. Учитывая всю разведывательную информацию, предусмотрел нанесение трёх рассекающих ударов, причём в очень короткое время, с тем чтобы Россия не успела оказать помощь, выйти на границу, а далее заявить на весь мир, что вот мы, так сказать, восстановили территориальную целостность Украины. Вот такой план был», — рассказал политик.
Избежать эскалации, по словам Азарова, удалось благодаря действиям России — военные учения, которые она проводила в своих южных и западных регионах, особенно с высадкой десанта, отрезвило горячие головы в Киеве, и последовал откат назад.
Таким образом, получается, что проверка боеготовности армии была вовсе не угрозой для Украины, как утверждали местные политики, а шагом, благодаря которому на Донбассе не произошло очередное обострение.
Впрочем, Зеленский, судя по всему, в мирной жизни региона не аинтересован совсем. Раз своими действиями лишь нагнетает обстановку в попытке заручиться поддержкой Запада.