Денонсация Договора о ликвидации ракет средней и меньшей дальности в результате одностороннего выхода США 2 августа вызывает серьёзные опасения всего мирового сообщества, поскольку этот документ способствовал обеспечению глобальной безопасности.
Проблема есть, но решать её никто не хочет
19 сентября президент РФ Владимир Путин направил лидерам стран, как входящим, так и не входящим в НАТО, а также генеральному секретарю НАТО Йенсу Столтенбергу и верховному представителю ЕС по иностранным делам и политике безопасности Федерике Могерини письмо, посвящённое сложившейся ситуации.
«Россия уже объявила о своём решении не размещать ракеты средней и меньшей дальности в Европе или других регионах, пока от этого будут воздерживаться американцы. Призвали США и их союзников взять на себя аналогичные обязательства, однако встречной заинтересованности пока не наблюдаем. Призываем вас поддержать наши усилия, выступив в пользу объявления в рамках НАТО моратория на развертывание РСМД наземного базирования, аналогичного тому, которое объявила Россия», — говорится в послании.
С ответом адресаты письма не спешили, что подтвердил Путин во время выступления на саммите СНГ 11 октября. Российский лидер выразил мнение, что США молчат намеренно, а их союзники без Вашингтона ответить ничего не могут, поскольку не имеют собственной позиции по этому вопросу, да к тому же в этой части их суверенитет сильно ограничен.
Задержку с ответом источник издания «Коммерсантъ» в МИД одной из стран-членов НАТО объяснил так: «Российские власти предлагают нам ввести мораторий на развертывание ракет средней и меньшей дальности, в то время как сами они на своей европейской части такие вооружения уже развернули. Это нонсенс».
Речь идёт о ракете наземного базирования 9М729 (в натовской классификации — SSC-8), входящей в комплекс «Искандер». Руководство НАТО утверждает, что она нарушает условие ДРСМД не производить и не испытывать крылатые ракеты наземного базирования дальностью от 500 до 5500 км. Однако российские власти неоднократно приглашали западных военных принять участие в демонстрации 9М729 и убедиться, что дальность её полёта не превышает 480 км, однако они отказались. Более того, в письме, разосланном в сентябре, Путин написал, что Москва готова договариваться со странами НАТО о верификационных мерах.
Франция, в отличие от НАТО, готова сесть с Россией за стол переговоров
Как оказалось, не прошло и двух недель с момента выступления российского лидера на саммите СНГ, как письмо с пометкой «Москва. Кремль. Путину» из одной страны-члена НАТО всё же поступило. 27 ноября немецкое издание Frankfurter Allgemeine Zeitung сообщило, что 23 октября президент Франции Эммануэль Макрон направил ответ своему российскому коллеге, в котором написал, что идею моратория на размещение ракет средней и меньшей дальности необходимо обсудить в двустороннем и многостороннем форматах, а для реализации этой инициативы необходимо договориться о заслуживающих доверия, серьёзных взаимных мерах верификации.
«Считаем, что предложение Москвы заслуживает тщательного рассмотрения», — подчеркнул Макрон.
28 ноября пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков подтвердил журналистам, что такое письмо действительно поступило в Кремль.
«Ответ, естественно, не носит детального характера. Но, по крайней мере, там высказывается понимание озабоченности России и готовность к диалогу на этот счёт», — уточнил он.
Публично Макрон прокомментировал вопрос о вооружении на совместной пресс-конференции с Йенсом Столтенбергом 28 ноября 2019 года.
«Мы абсолютно не согласны с предложением о моратории, выдвинутом Россией. Но в то же время мы считаем, что как основу для ведения обсуждения не следует отметать эту идею. К тому же то, что предложено, лишь констатирует завершение действия договора. Но давайте взглянем на вещи серьёзно, ведь речь вновь идёт о безопасности Европы», — заявил президент Франции.
Макрон объяснил, что выразил волю придать новую динамику диалогу с Россией — географической частью Европы, — поскольку создание новой архитектуры безопасности требует новых отношений с Россией, а отсутствие диалога не сделало континент безопаснее.
Более того, он выразил сожаление, что сохранить ДРСМД не удалось, и теперь остаётся лишь констатировать, что Европа больше не находится под защитой двустороннего договора, заключённого ещё в годы холодной войны. Президент СССР Михаил Горбачёв и президент США Рональд Рейган подписали договор в 1987 году, стороны взяли на себя обязательство не производить, не испытывать и не развёртывать баллистические и крылатые ракеты наземного базирования средней (1000-5500 километров) и малой (500-1000 километров) дальности.
Как пишет Frankfurter Allgemeine Zeitung, Макрон, таким образом, уже во второй раз за короткое время «плывёт против течения» в Североатлантическом альянсе.
Макрон примеряет мантию лидера Европы
Большой общественный резонанс вызвала фраза лидера Пятой республики в интервью журналу The Economist 7 ноября: «НАТО полностью утратил координацию внутри союза, что можно охарактеризовать как «смерть мозга».
«Мой комментарий о «смерти мозга» НАТО был полезным сигналом, чтобы обратить внимание альянса». Проанализировав дискуссии последних лет и существующие проблемы, я увидел вопиющую нестыковку. Я приветствую тот факт, что сейчас все стали размышлять о наших стратегических целях», — сказал Макрон на пресс-конференции со Столтенбергом.
За последнее время, особенно в преддверии ухода Ангелы Меркель с поста федерального канцлера ФРГ в 2021 году, Макрон всё более решительно примеряет на себя роль лидера единой Европы, в том числе по части улучшения отношений с Россией, чего так сильно хотят многие члены ЕС, но на что не решаются из-за союзнических связей с Америкой. Однако президент Франции не боится демонстрировать, что готов идти наперекор и Вашингтону, и НАТО. 1 октября 2019 года, выступая на заседании ПАСЕ, Макрон поддержал решение восстановить права российской делегации, а 25 мая 2018 года на Петербургском международном экономическом форуме он признал ошибку НАТО перед Москвой из-за расширения на восток вопреки обещанию не распространять юрисдикцию альянса ни на один дюйм на восток.