Протесты «Нет капитуляции» — малочисленные, без четких посылов и требований, со склоками между лидерами движений, а главное — без цели. Такую характеристику (если обобщить) дают сами участники акций на Майдане.
Народный депутат «Европейской солидарности» София Федина, которая одна из первых пригласила киевлян снова брать чай, хорошее настроение и выходить на протесты, призналась, что разные организации преследуют собственные политические цели.
Так, ей даже пришлось вступить в конфликт с лидерами Нацкорпуса за «территорию протеста». Андрей Билецкий первым застолбил место около Офиса президента. Бывший замминистра по вопросам временно оккупированных территорий и внутренне перемещенных лиц Георгий Тука во время прямого включения с акции протеста на телеканале «Прямой» тоже согласился, что если не будет четких месседжей, то люди не выйдут на новый Майдан.
Сегодня главный посыл негодования по поводу подписанной «формулы Штайнмайера» — это выборы на территориях, неподконтрольных Украине, отвод войск, амнистия так называемых боевиков. То есть, по сути, те, кто протестует и зовет людей на Майдан, выступают, как они утверждают, против "формулы Штайнмайера". Однако на самом деле это не так.
Ведь все эти пункты были включены в Минские соглашения, подписанные предыдущим президентом Петром Порошенко. Более того, в его каденцию был принят ряд законов Украины, соответствующих реализации некоторых пунктов Минских соглашений. И сегодня нынешней власти, в частности, Владимиру Зеленскому нужно действовать на основании тех обязательств, которые уже зафиксированы международными форматами. "Формула Штайнмайера" определяет лишь приемлемый (для тех, кто хочет мира, а не войны) порядок выполнения Минских соглашений.
Именно поэтому идея протестов размыта и непонятна сторонним наблюдателям и большинству избирателей. Если нужен мир, то почему не выполнять "формулу Штайнмайера"? А если нужна война, то почему Порошенко (а не Зеленский) подписал Минские соглашения?
Волонтер Диана Макарова посвятила разъяснению этой ситуации большой пост в "Фейсбуке". Она напомнила, какие обязательства уже взяла на себя Украина:
«Идя на Майдан, надо помнить некоторые положения.
"Статья 8. Органы исполнительной власти способствуют развитию в отдельных районах Донецкой и Луганской областей трансграничного сотрудничества, направленного на решение общих проблем развития, усиление и углубление добрососедских отношений между территориальными общинами, органами местного самоуправления отдельных районов с административно-территориальными единицами Российской Федерации на основе соглашений о приграничном сотрудничестве, заключаемых территориальными общинами, органами местного самоуправления, местными органами исполнительной власти Украины и территориальными общинами в пределах компетенции, установленной законом. "…
Посмотрите на даты — 14-й год, сентябрь! Потери наши в те дни чрезвычайные — но где-то в Верховной Раде идет принятие закона, где местные власти призывают к добрососедских отношений с Российской Федерацией! Вдумайтесь, а?
«Статья 3. Государство гарантирует в соответствии с законом недопущения уголовного преследования, привлечения к уголовной, административной ответственности и наказания лиц — участников событий на территории Донецкой, Луганской областей.
Органам власти и их должностным (служебным) лицам, предприятиям, учреждениям, организациям всех форм собственности запрещается дискриминация, преследование и привлечение к ответственности лиц по поводу событий, имевших место в Донецкой, Луганской областях. "…
Все, что вы хотели знать об амнистии преступникам.
Прошли годы. Армия поставлена во фрунт, шаг влево, шаг вправо, прыжок на месте, сами понимаете. Свободный дух добровольческой мощи и желания все эти годы душили и давили, сами знаете. Скажут отойти от линии фронта — военные отойдут.
Пришел новый кабинет — но пришел на старый закон! На старую проблему — но уже сейчас с развалившейся полным недобором армией, с задушенным добровольческим желанием стоять за свою страну. Кто это сделал с нашей армией, можно не спрашивать. Все равно те, кто до сих пор верит басням об армии по стандартам НАТО, не поверит. Кто знает правду — то боится об этом говорить. На Майдан идти надо. Чтобы я была, например, президентом Украины (свят-свят-свят) — я бы сама конспиративно поднимала бы эти Майданы. Чтобы развести руками и сказать: «Вот видите, мы же как бы и не против, но народ против. Никак не можем выполнить принятый предшественниками закон. Мы не можем ни выборов на оккупированных территориях, ну абсолютно ничего. Вы что, нам гражданской войны хотите?»
Чем интересен этот пост? Да тем, что автор, хотела она того или нет, вскрыла любопытную тактику Петра Порошенко, который, внешне соглашаясь с международным сообществом, подписывая Минские соглашения, держал, как говорится, фигу в кармане, то есть не собирался их выполнять.
Именно в этой логике прошли все пять лет президентства Порошенко. Он пугал Запад внутриукраинской нестабильностью, протестами националистов, когда не выполнял Минские соглашения, подписанные им же. Петр Порошенко разводил руками и говорил, что ему не хватает голосов в Верховной Раде, когда речь шла об ответственных и лидерских решениях для начала мирного урегулирования на Донбассе. И это продолжалось 5 лет — с сентября 2014 года. Лидеры Франции, Германии, ЕС верили Порошенко и ждали, когда же у него в стране наступит подходящий для мирного урегулирования момент. А он все не наступал. И не наступал потому, что сам Порошенко и его многочисленные порохоботы тем временем разжигали в стране ненависть и огонь гражданской войны, называя жителей Донбасса "ватой", "нелюдями" и проч. Так постепенно Порошенко исчерпал кредит политического доверия у Запада, хотя Запад и поддерживал его, но прекрасно видел всю его ложь и неискренность. И ведь не случайно "формула Штайнмайера" возникла не при Зеленском, а еще при Порошенко, то есть в 2016 году. Именно потому она и возникла, что всем на Западе постепенно становилась очевидна ложь пятого президента.
Но вот у шестого президента, Владимира Зеленского, сегодня совсем другая ситуация. Ему достался в наследство от предыдущей власти ворох нерешенных, замороженных проблем, со временем ставших хроническими. Более того, за пять лет изменилась и внешняя повестка. Российская делегация возвращается в ПАСЕ, Трамп советует своему украинскому коллеге восстановить отношения с РФ, лидеры Европы, уставшие от лжи Порошенко, уже директивно настаивают на мирном урегулировании гражданского конфликта на востоке Украины.
То есть, это уже совсем не та «всеобъемлющая поддержка западных партнеров», которой упивался его предшественник. Кредит доверия Запада к Украине исчерпан. Увиливать и затягивать процесс мирного урегулирования Зеленскому, в отличие от Порошенко, уже не удастся: от него ждут решительных действий, закрытия «кейса по Донбассу».
Народный депутат София Федина, которая рассказала в эфире канале «Прямой» суть закрытой встречи Зеленского с лидерами фракций в Раде от 2 октября, подтвердила, что президент якобы блефует и намерен переиграть Путина. Мол, ему нужно было подписать формальный документ, чтобы встреча с президентом РФ стала возможной в "нормандском формате". А дальше Зеленский рассчитывает добиться мира на «украинских условиях». Но блефовать можно либо со слабым противником, либо с надежной «крышей» над головой. Ни первого, ни второго у Зеленского нет. С Путиным играть (то есть блефовать) не получится, и доверия к Зеленскому у Запада (не конкретно к нему, а к Украине) нет — оно исчерпано предшественником. К тому же из стенограммы телефонного разговора Зеленского с Трампом лидеры Запада (Меркель и Макрон) тоже поняли, что Зеленский, на голубом глазу говоря с ними о доверии, сам в это же время жаловался на них Трампу. То есть, и в личном плане Зеленский у них уже не вызывает особого доверия.
Поэтому у Зеленского очень простая альтернатива. Либо выполнять Минские соглашения, идя по "формуле Штайнмайера", либо становиться в глазах Запада политическим трупом. Лавирование, ложь, блеф, о котором он, видимо, и говорил в Раде с лидерами фракций 2 октября, однозначно ведет к политической могиле.