Причинами, как пишут в СМИ, стали давление власти на действующее руководство Нацбанка, на экс-главу правления НБУ Валерию Гонтареву, ситуация с «ПриватБанком» (выплата компенсации бывшим собственникам банка) и фиксированные цены на газ для бытовых потребителей. Цены же должны быть рыночными. Это значит, что украинцев ждет увеличение тарифов ЖКХ.
Главный вопрос, который волнует экспертов и обывателей: будет ли новый меморандум с МВФ, крупнейшим кредитором государства? Кредиты у Фонда — самые дешевые, но каковы будут результаты сотрудничества и нужно ли оно вообще?
Удачное замещение
Золотовалютные резервы Нацбанка Украины увеличились за счет продажи облигаций внутреннего госзайма (ОВГЗ), которые нужно будет выкупать с процентами, а также денежных отчислений украинских мигрантов. Однако же ресурсы для выплат внешних долгов и их обслуживания Киев накопил, так что кредиты у МВФ можно и не брать. В этом уверен экономический эксперт Всеволод Степанюк.
«Конечно, резервы наполнились за счет пирамиды ОВГЗ и денег гастарбайтеров, но все-таки мы особо не почувствовали негативных последствий отдачи долгов в этом году», — сказал аналитик.
Он напомнил, что в 2020 году, по разным оценкам, Украине нужно вернуть $11 млрд долгов, $7 млрд из которых — внешние. Но при накопленном ЗВР в $22 млрд государству реально их отдать самому, не прибегая к деньгам со стороны МВФ.
«А ОВГЗ можно удачно заместить, как это делается уже третий год. То есть чтобы выплатить проценты по одним ценным бумагам, выпускают другие и получают деньги. Значит, сотрудничество с МВФ носит сугубо политический характер, а не экономическую потребность», — резюмировал экономист.
Дать свою программу
Пополняя свои золотовалютные запасы кредитами МВФ для возвращения внешних займов, государство лишь увеличивает свою долговую нагрузку и не приносит никаких инвестиций в какой-либо сектор экономики. Таково мнение главы общественной организации «Национальный интерес» Игоря Гарбарука.
Экономист напомнил не только о том, что новая программа с МВФ не подписана, но и о том, что прошлая не выполнена. Так что второго и третьего транша денег Украине не видать. Украине слишком дорого обходятся кредитные деньги МВФ. Она должна доказывать, что достойна этих займов. В этой связи, убежден Гарбарук, украинское правительство должно показывать Фонду собственную программу, которая бы отображала интересы государства. Но своей программы у Киева нет.
«Надо показывать сравнительную базу с макро- и микроэкономическими показателями, от которых мы отталкиваемся, расчеты, как будет каждый гражданин жить, что и как государство делает, какие основные риски и противовесы. Этого ничего нет», — считает аналитик.
Украине давно необходимо диверсифицировать источники поступления инвестиционных ресурсов и договариваться не только с МВФ и Всемирным банком, а и с Китаем, Индией, Африкой и теми же американскими корпорациями, с которыми можно сотрудничать на основе государственно-частного партнерства.
«Мы должны предложить свои варианты развития событий, какие-то инфраструктурные проекты. К примеру, мы даем землю, квалифицированных сотрудников, а вы — такую-то денежную массу. Это классика, ничего нового», — сказал Гарбарук.
Плюсы и минусы
Помогут стране выпуск ОВГЗ, пусть это и пирамида, экспорт зерна и черных металлов (за первое полугодие рост на 42% и 19,5% соответственно), деньги «заробитчан». Пока с притоком валюты все нормально, хотя цены на мировых рынках на упомянутую продукцию, по словам экспертов, уже начинают снижение. А иностранные инвесторы-спекулянты, купившие ОВГЗ, могут остановиться, зафиксировать прибыль — получат свои деньги с процентами после выкупа у них ценных бумаг государством и выйдут из игры. Разве что отчисления трудовых мигрантов останутся в порядке. Их с каждым годом становится больше.
В свою очередь политолог-международник Украинского института анализа и менеджмента политики (УИАМП) Владимир Воля считает, что власть Зеленского в этом году реально может не заключить никаких сделок с МВФ. Это обуславливается намерением провести местные выборы по всей Украине весной следующего года, чтобы успеть до лета. Чтобы получить массовую поддержку населения, власти невыгодно идти на условия Фонда.
«Для максимального результата нужно не растерять позитивный имидж, являющийся пока что основным капиталом команды Зеленского. Время идёт, а впереди отопительный сезон, а команда президента озвучивает разные варианты: снизить цены на газ и электричество», — прокомментировал аналитик.
Он не исключает, что команда Зе реально может пойти на снижение коммунальных тарифов перед местными выборами.
Кроме того, отмена моратория на продажу земель сельскохозяйственного назначения, а именно такое условие уже который год ставит МВФ Украине для получения траншей, — это очень щепетильный вопрос. Согласно последним соцопросам, 52% граждан не поддерживают открытие рынка земли и только 35% поддерживают. 64% респондентов считают, что эту тему необходимо вынести на референдум.
А референдумы по важным вопросам Зеленский, кстати, обещал. Поскольку закона о референдумах нет, и президент, сдается, уже позабыл об этом обещании, он не будет уничтожать свой рейтинг сделкой с МВФ, считает Воля.
Фонд не поможет, своих заставим
Правда, в этом случае придется задавить налогами отечественный бизнес. Да, государство пытается сократить теневую экономику с её черным налом, введя закон про регистраторы расчетных операций (РРО) — терминалы безналичной оплаты (законопроектами №1053-1 и 1073, которые, скорее всего, утвердят депутаты). Это делается для борьбы с крупными налоговыми уклонистами, которые регистрируют бизнес на упрощенную систему налогообложения, чтобы «оптимизировать налоговую нагрузку».
Но для крупного бизнеса, например, больших магазинов обуви и одежды, в которых расплачиваться можно только наличкой (чтобы не показывать через безналичные транзакции крупные обороты), потери будут не такими страшными, как для мелких торговцев, которым влетит в копейку обслуживание РРО. Впрочем, профильные эксперты настаивают на том, что теневую экономику искать нужно не в малом бизнесе.
Также стоит учесть налоговое наступление на IT-отрасль. Это экспортно-ориентированная сфера украинской экономики, но налоговые отчисления за первые шесть месяцев 2019 года выросли на 31,4% (до $1,64 млрд) по сравнению с тем же периодом прошлого года. Однако количество официально трудоустроенных айтишников в Украине составляет всего 2-3% из-за высоких налоговых сборов при официальной деятельности.
Экономический эксперт Всеволод Степанюк напомнил, что Рада планирует повысить ренту на добычу сырья (законопроекте №1210). Кроме повышения ренты документ предусматривает ужесточение налоговых проверок. Тогда, по его прогнозам, украинское сырье будет стоить в разы дороже, чем в других странах. И промпроизводство будет сокращаться ввиду нерентабельности.
Кроме того, есть угроза принятия нового Трудовой кодекса, который называют рабским.
К тому же есть требование МВФ внедрить налог на выведенный капитал (ННВК), который не могут принять с 2017 года. Фонд не доволен текущим вариантом документа, как рассказал глава налогового комитета Верховной Рады Данил Гетьманцев, ставленник Зеленского. При этом ННВК предполагает легализацию игорного бизнеса, который в стране работает, но под видом лотерей.
Фонду нужно найти решение и по «ПриватБанку», которое вроде бы вырабатывается Офисом президента вместе с бывшими владельцами крупнейшего банка страны.
Так что Владимир Зеленский вместе с правительством и партией «Слуга народа», если уйдут от проблемы, сразу попадут в западню.