Встрече предшествовал скандал, разгоревшийся вокруг телефонных переговоров Трампа и Зеленского в июле. Ранее американский лидер приказал заморозить почти 400 млн долларов помощи Украине.
В СМИ появилась информация о том, что Трамп остановил выделение средств Киеву в обмен на расследование деятельности на Украине Хантера Байдена — сына кандидата в президенты от демократов Джо Байдена. В связи с этим политические оппоненты Трампа инициировали процесс его импичмента.
Однако после публикации Белым домом стенограммы телефонных переговоров президентов США и Украины стало понятно, что надеждам Демократический партии США на импичмент Трампа сбыться не суждено.
- Владимир, что показалось вам наиболее важным на встрече Трампа и Зеленского в кулуарах Генассамблеи ООН?
— Важен сам факт встречи. Другое дело, что самой встрече предшествовал достаточно резонансный скандал, связанный с публикацией стенограммы разговора Трампа и Зеленского в конце июля. Ну и, конечно же, инициирование процедуры импичмента, что сейчас происходит в Конгрессе. Это придало такой скандальный оттенок этой встрече. Но, подчеркну, самое важное — это сам факт встречи.
- А что насчет ее содержания?
— Было очевидно, что Зеленскому непросто. Но обращу внимание на такую важную деталь: Зеленский раньше вообще избегал брифингов. Для него любой такой брифинг, особенно в нынешней сложной и скандальной ситуации, — достаточно непростое испытание. Иногда видно было, что он нервничал, но в целом, мне кажется, он держался неплохо.
В общем-то, он донес главную мысль. Во-первых, для нас США остаются главным стратегическим партнером, и отношения будут развиваться. Во-вторых, Украина не намерена вмешиваться в предвыборную борьбу в США. Естественно, Зеленский, как показала стенограмма его разговора (да и на брифинге это чувствовалось), хочет наладить нормальный рабочий, даже доброжелательный контакт с Трампом.
- Например, по тому, будут ли в будущем еще такие телефонные разговоры?
— В частности. Одну деталь отмечу: у [экс-президента Украины Петра] Порошенко прямых разговоров с Трампом не было. А Зеленский уже несколько раз общался напрямую.
И я пока точно не знаю, сколько длилась встреча — планировалось, что она будет около 45 минут, потому что она кулуарная. Если она продлилась столько, то это тоже показатель. Трамп общается с Зеленским больше, чем общался с Порошенко. То есть, есть активное взаимодействие.
- А как вы в целом оцениваете заявления сторон во время брифинга?
— Те темы, которые поднимал Зеленский, я думаю, абсолютно правильные. Визит в Вашингтон — это пока вопрос открытый, он нуждается в согласовании. Но если вопрос будет согласован в ближайшее время, то это будет индикатором того, что отношения между Трампом и Зеленским развиваются в позитивной динамике.
Этот конфликтный период украинскому президенту надо пройти очень аккуратно, избегая разных проблемных моментов. И история с публикацией стенограммы, очевидно, стала неприятным сюрпризом для Зеленского. Это урок на будущее. В вопросе таких закрытых разговоров надо быть предельно осторожным.
- Пройдемся по заявлениям Трампа. Он вновь отметил, что Европа должна больше поддерживать Украину. В то же время из стенограммы июльских переговоров стало известно, что Зеленский критиковал Францию и Германию. Как вы считаете, изменится ли теперь позиция Европы в отношении Украины?
— Нет, не изменится. Для сравнения обращу внимание на историю с США. Не секрет, что Порошенко, [экс-премьер Украины Арсений] Яценюк почти открыто поддерживали [оппонента Трампа на выборах-2016] Хиллари Клинтон. И что? Отношения Порошенко с Трампом так и не сложились, но важно другое. Это никак не повлияло на стратегические отношения Украины и США. Более того, именно при Трампе получили Джавелины.
Такая же история с ЕС. Дело не в личностях, а в том, что есть стратегические интересы. И Украина, и ЕС заинтересованы в укреплении стратегических отношений. Но в этом вопросе Зеленский, конечно, немножко подыгрывал Трампу. Но это было искренне. Он объяснил это на брифинге в контексте того, что миллионы украинцев недовольны тем, что Европа заигрывает с Россией и есть двойные стандарты.
С одной стороны, политика санкций, хотя и ограниченных, с другой стороны, история с Nord Stream 2 и возвращением России в ПАСЕ. Именно об этом сказал Зеленский. Так что критика обоснованная и логичная. Поэтому дело не в обидах. Украинский президент имеет право на критику европейских партнеров так же, как они критикуют Украину.
— Нет никакого потепления отношений! Есть активизация переговорного процесса, позитивная динамика, но ни о каком улучшении отношений пока, к сожалению, нет оснований говорить. И в обозримой перспективе этого не предвидится.
- А что насчет переговоров Зеленского и Путина?
— Это другое дело. Переговоры должны быть, в частности, в «нормандском формате». Если удастся решить проблему Донбасса, можно будет выходить на то, чтобы не улучшить отношения, а хотя бы отчасти их нормализовать: перевести их из конфликтной фазы в фазу холодного мира.
- А как можно расценить подобное заявление от Трампа? Как чисто дежурное или что-то за этим кроется?
— Ну, это искренне. Что ведь роднит Трампа с Зеленским — они оба не политики. В чем проявляется их неполитичность? Они очень часто что думают, то и говорят. Так что это личная позиция Трампа.
- И насколько мы можем доверять личной позиции Трампа с точки зрения политики?
— Конечно, есть существенное различие между личными мотивами Трампа и официальной политикой США. Это неоднократно проявлялось в отношениях между США и Россией.
Каждый раз, когда Трамп встречался с Путиным, вроде бы они хорошо контактировали, и ведь очевидно стремление Трампа как-то наладить хорошие отношения с Путиным. А что происходило потом? По различным вопросам двусторонних отношений либо международным проблемам возникали конфликтные ситуации.
Вот это и есть несколько наивное представление Трампа о том, что надо встретиться, поговорить — и это решит все проблемы. К сожалению, в политике так просто и легко не бывает.