О том, что украинские заключенные направляются домой, на своей странице в Facebook сообщила в ночь на пятницу, 30 августа, сотрудница Верховной Рады Анна Исламова. Ее заявление перепостил на своей странице генеральный прокурор Украины Руслан Рябошапка. «Что-то долго летят», — меланхолично комментировали утром пользователи.
Ранее украинские СМИ сообщали, что самолет с задержанными после провокации в Керченском проливе украинскими моряками, режиссёром Олегом Сенцовым, активистом Владимром Балухом и другими украинскими заключенными приземлится в аэропорту «Жуляны», однако подтвержденной информации о том, что они прибыли на Украину, нет.
Более того, утром в пятницу спикер Службы безопасности Украины (СБУ) Елена Гитлянская на своей странице в Facebook попросила не распространять непроверенную информацию и сообщила: «Сложный процесс переговоров по обмену заложниками продолжается. Наберитесь терпения, надеюсь, ненадолго».
На странице Офиса президента Украины в Facebook утром появилось сообщение, что процесс взаимного обмена заключенными между Россией и Украиной продолжается, а информация о его завершении не соответствует действительности.
«Уже не первый раз мы видим информационный хаос, вызванный ссылкой на неподтвержденную информацию и многочисленные «источники». Мы призываем понимать последствия дезинформации: это игра с эмоциями общества. Когда взаимное освобождение удерживаемых лиц завершится, Офис президента сообщит об этом на официальных каналах», — говорится в сообщении.
Адвокат удерживаемых россиян Валентин Рыбин сообщил в комментарии газете «Известия», что граждане России, удерживаемые на Украине и готовящиеся к обмену, «сидят на базе и по СИЗО». По словам адвоката, ему пока «не известно, что они сегодня вообще движутся на обмен».
В России также опровергли сообщения телеграм-каналов о том, что украинских заключённых будто бы уже направили в подмосковный аэропорт «Остафьево». Обмен удерживаемыми лицами между Россией и Украиной пока не начался, потребуется еще какое-то время для оформления необходимых документов. Об этом сообщает 30 августа «Интерфакс» со ссылкой на информированный источник в Москве.
Ранее президент Украины Владимир Зеленский, пообещавший возвращение украинских пленных, сообщал, что он лично занимается вопросом обмена уже два месяца, и просил СМИ: «Пожалуйста, без слухов». Но если нет достоверной информации и доступ к ней ограничен (что в случае подготовки обмена вполне понятно, слишком чувствительный вопрос), СМИ всё равно будут тиражировать слухи.
По сообщениям СМИ, обмен готовится по формуле «33 на 33 человека», сами списки и все другие детали держат в секрете. Ожидали, что обмен может произойти 23 августа, затем назывались даты 28 и 29 августа, наконец, возник ажиотаж в ночь на 30 августа. Как сообщал Валентин Рыбин, обмен откладывается по той причине, что нет указа о помиловании. Защитник предположил, что есть некие силы, которым выгодно сорвать обмен.
Напомним, что 28 августа суд в Киеве неожиданно освободил главного редактора РИА Новости Украина Кирилла Вышинского из-под стражи под личное обязательство. Журналист, обвиняемый на Украине в поддержке республик Донбасса и госизмене, провел за решеткой 470 дней. В украинских СМИ были высказаны предположения, что меру пресечения журналисту изменили именно в связи с предстоящим обменом, чтобы разблокировать процесс. Хотя сам Вышинский не раз заявлял, что согласия на обмен не давал и намерен и дальше участвовать в судебном процессе, чтобы добиться справедливого решения, вариант с обменом всё же полностью исключать нельзя. В любом случае освобождение журналиста из СИЗО многие сочли «позитивным сигналом».
Однако значение таких сигналов не стоит переоценивать, считает политолог Ростислав Ищенко. Он напомнил, что «Вышинский — даже не первый позитивный сигнал, там и до него тоже отпускали, кого под подписку, кого под личное поручительство, кого под залог. Он (Вышинский — Ред.) уже, наверное, случай десятый в этом ряду».
«Здесь проблема даже не в том, что лично Вышинский не хочет, чтобы его меняли, а хочет доказать свою невиновность. Потому что — ну, нашли бы другого, кого можно обменять. В конце концов, что они — 30 человек среди нескольких тысяч у себя по тюрьмам не соберут для обмена? Соберут. И 50 соберут», — сказал эксперт во время пресс-конференции в рамках спецпроекта «Украинское досье» издания Украина.ру.
Задержка с обменом, по мнению Ищенко, происходит по другой причине: «Проблема заключается в общей позиции Украины».
«Да, она (Украина. — Ред.) хочет именно обменять военнопленных, для начала, то есть, чтобы этот термин присутствовал. Во-вторых, она хочет, чтобы с украинской стороны была признана вина и обмен произошёл в результате президентского помилования, а Россия просто отдала бедных морячков, которые рыбачили в Керченском проливе. И их неизвестно за что захватили и посадили в тюрьму. И, в третьих, Украина хочет ещё за это и получить встречу в «нормандском формате» с непонятной повесткой — то есть предложений нет, а встреча должна состояться. И понятно, что пока это всё отбивается, почему и обмен тормозится», — сказал политолог, напомнив, что когда-то и Пётр Порошенко анонсировал несколько обменов, которые в результате не состоялись — «и именно по той причине, что Украина не могла продавить свою политически-пропагандистскую повестку».
В свою очередь, принимавший участие в пресс-конференции заместитель директора Института стран СНГ Владимир Жарихин отметил, что совершенно неправомерно говорить об обмене пленными, поскольку между Украиной и Россией нет войны — и, следовательно, нет пленных ни с той, ни с другой стороны, а есть просто «задержанные граждане». Что ж, это так. Но и «задержанных граждан» пора бы уже вернуть домой.