Без преувеличения, у создателей картины получился крутой производственный блокбастер. Что-то типа Артура Хейли в недрах донбасской шахты. Только с советским гуманистическим уклоном.
Повезло со сценаристом
Трудно сказать, что подтолкнуло такого маститого киносценариста, как Эдуард Володарский («Свой среди чужих», «Мой друг Иван Лапшин») к шахтерской теме. Обычно московские столичные люди в советские времена, если и обращались к трудовой теме, то предпочитали абстрактный завод или колхоз, где само производство служило скорее фоном или ширмой для театра пошловатых страстей или картонного политического спектакля в нуждах партийной пропаганды. Иногда выходило даже талантливо, как, например, «Кубанские казаки».
Двое в объятиях смерти
Сам сюжет в общем-то незамысловат. И настолько обычен, привычен, даже в какой-то степени шаблонен для Донбасса, что именно из-за этого фильм был воспринят «на ура» в качестве пресловутой правды жизни.
Смена в некой шахте, работающей на так называемом «крутом падении пластов», где уголь добывается в уступах под очень крутым углом по отношению к остальным выработкам шахты, собирается подниматься «на-гора», но в забое остаются доделывать какие-то свои дела два шахтера — молодой, только после армии, и опытный, три месяца до пенсии. Они не успевают выйти — в шахте случается обвал. Двое «запечатаны» в горной выработке, и добраться до них обычным способом нельзя, на это уйдет добрый месяц. А доктор, начальник санчасти шахты, говорит, что в лучшем случае, если мужики живы, у них есть восемь суток. На большее не хватит сил истощенных организмов.
Как водится, благородный директор сталкивается с нечистоплотным главным инженером. Он основной антагонист и директора, и всего коллектива, который пишется через два «л», как говорит своему сыну директор.
Звездный состав для незвездных ролей
Фильм неожиданно полон звездами советского экрана. Но все они играют непривычные для себя амплуа. Возможно, в этом есть задумка режиссера Александра Муратова («Моонзунд», «Криминальный квартет»), может быть, на этом настоял Володарский, который «так видел» нестандартное привлечение внимания зрителей к сюжету.
К слову сказать, донецкие шахтеры сценарий переписали на две трети. Ведь он был написан и говорили его герои «как-то очень уж по-московски», вспоминал много лет спустя тогдашний директор донецкой шахты им. Калинина Юрий Иванов, на предприятии которого снята львиная часть фильма. Или просто — «под Володарского» дали денег и набрали тех, кто хотел заработать.
Как бы там ни было, кроме Гафта в фильме снялись Валентина Титова (жена директора), Дмитрий Харатьян (его сын), Александра Яковлева (его секретарша), Алексей Булдаков (колоритный шахтер), Николай Караченцев (парторг), Вадим Яковлев (главный инженер), Валентин Букин (начальник санчасти шахты).
С Булдаковым, положим, верно подмечено. Остальные же звезды, как мне кажется, именно непохожестью на себя в других фильмах сделали картину привлекательной. А правду жизни режиссер Муратов обеспечил, загнав артистов под землю, дабы они прониклись.
Упоминаемый выше Юрий Иванов тридцать лет спустя после съемок рассказывал донецкому репортеру Елене Смирновой: «Я спускал под землю всю съемочную группу, чтобы актеры, играющие горняков, кожей прочувствовали своих персонажей». Кадровый горняк Иванов с легким недоумением выслушал Гафта: «Если вы каждый день ради куска хлеба надеваете спецовку и лезете туда… Я не стал бы так зарабатывать на хлеб». Он ответил знаменитому артисту, что не только ради куска хлеба, а ради того, чтобы у людей были свет и тепло в домах, трижды в день он спускается в шахту.
Пафос, скажет кто-то. — Правда донбасской жизни, — ответим мы.
Русские своих не бросают
«Тут о шахте, которая ежесекундно проверяет людей на прочность, — пишет в своей рецензии Мармазов, — и очень четко, безапелляционно и жестко раздает диагнозы. Человек в шахте всегда останется человеком, а гнида — гнидой, в какие бы кафтаны она ни рядилась».
Квинтэссенцией же кинополотна является решение шахтеров продолжать спасательные работы даже под угрозой нового внезапного выброса, который может убить их самих. Ну и что с того, говорят парни, не бросать же тех двоих на произвол судьбы. Бригадир Обухов (классная роль Николая Федорцова) бросает как бы себе под нос: «Каждый день под этим ходим добровольно, на то и шахта». И нет рисовки в этих словах. А только констатация факта — русские своих на войне не бросают. На то и Россия.