6 августа газета The Salt Lake Tribune сообщила, что Джон Хантсман подал президенту США Дональду Трампу прошение об отставке с должности посла США в России (3 октября), чтобы вернуться в родной штат Юта и, возможно, принять участие в выборах губернатора.
«Для меня лично служба была честью. В будущем мы должны и дальше призывать Россию к ответу, когда её действия угрожают нам и нашим союзникам. Не поможет ни перезагрузка, ни перезапуск, только чёткое осознание наших интересов и ценностей и прагматичные рамки для продолжения диалога», — говорится в документе.
О намерении досрочно завершить командировку в Москву дипломат предупредил главу государства и руководство Госдепартамента ещё в 2017 году, накануне назначения.
8 августа издание Wall Street Journal среди возможных кандидатов на должность руководителя американской дипмиссии в Москве называло спецпредставителя США в КНДР Стивена Бигана и посла США в Германии Ричарда Гренелла, который грозил немецким предприятиям санкциями Вашингтона за участие в строительстве «Северного потока-2».
13-го числа информационное агентство Reuters со ссылкой на собственные источники сообщило, что в качестве следующего посла в России Трамп рассматривает первого из них и в ближайшее время примет соответствующее решение.
Кто на новенького?
Стивен Биган родился в 1963 году. В Университете штата Мичиган он изучал политические науки и русский язык.
В 1992-1994 годах Биган был директором представительства Международного республиканского института в Москве. Эта некоммерческая организация, которую на протяжении 25 лет возглавлял сенатор Джон Маккейн, выступает партнёром Агентства США по международному развитию (USAID), финансируется Госдепартаментом и Конгрессом США, а также частными корпорациями и фондами. В качестве своей цели институт заявляет оказание помощи отдельным странам в строительстве демократии. С середины 1990-х годов приоритетным направлением его деятельности стало постсоветское пространство, причём наибольшие грантовые отчисления поступали в Грузию и на Украину — прежде всего на проведение мероприятий для представителей НПО, СМИ, политических партий и депутатов парламента, а также на привлечение молодёжи к организации различных акций, в том числе уличных демонстраций. Отделение Международного республиканского института в России открылось в 1992 году и занялось проведением тренингов для депутатов Государственной Думы, региональных и местных органов самоуправления, членов политических партий и неправительственных организаций по широкому кругу вопросов: от способов создания политических партий до проведения конференций для недавно выбранных парламентариев по вопросам осуществления законодательной деятельности. 18 августа 2016 года Генеральная прокуратура РФ признала эту организацию нежелательной в России, поскольку её деятельность представляет угрозу основам конституционного строя и безопасности государства.
На протяжении 14 лет Биган работал советником по вопросам внешней политики нескольких членов Сената и Палаты представителей Конгресса.
В 2001-2003 годах, в период президентства Джорджа Буша-младшего, был исполнительным секретарем Совета национальной безопасности Белого дома, а также одним из старших советников помощника президента США по национальной безопасности Кондолизы Райс.
Кроме того, Биган входил в состав Американско-российского делового совета (ведущей торговой ассоциации в США с главным офисом в Вашингтоне и представительством в Москве, представляющей торговые и инвестиционные интересы около 170 российских и американских компаний) и Американо-российского фонда экономического развития и верховенства права, признанного Генеральной прокуратурой РФ 4 декабря 2015 года нежелательным в РФ, поскольку его деятельность никак не связана с заявленными научными и образовательными целями и представляет угрозу конституционному строю РФ.
Позже Биган перешёл из большой политики в большой бизнес и на протяжении долгого времени занимал пост вице-президента корпорации Ford Motor Company, где отвечал за взаимодействие с властями других государств. В частности, он неоднократно посещал Россию, чтобы решать вопросы, связанные с совместным предприятием Ford-Sollers.
23 августа 2018 года госсекретарь США Майк Помпео объявил о назначении Бигана спецпредставителем США в КНДР, что стало полной неожиданностью для многих. Новоназначенный дипломат тогда сказал, что урегулирование вопроса о ядерном разоружении Пхеньяна — это сложные проблемы, и их будет трудно решить, но президент Трамп создал возможность, за которую нужно ухватиться, реализуя видение мирного будущего для народа Северной Кореи. Несмотря на то что Вашингтон и Пхеньян до сих пор не достигли консенсуса по денуклеаризации Корейского полуострова, прогресс всё же есть — Трамп стал первым действующим президентом США, ступившим на территорию КНДР. Джимми Картер и Билл Клинтон делали это уже после отставки.
Чего ждать от нового посла: перегрузки или перезагрузки?
Последние 5 лет российско-американские отношения переживают сложные времена. В интервью телеканалу NBC в марте 2018 года посол РФ в США Анатолий Антонов сказал, что не помнит настолько плохих отношений между Москвой и Вашингтоном.
Это осознают в обеих столицах. В интервью изданию Foreign Policy Джон Хантсман рассказывал, что с начала работы в России ясно дал понять, что хотел бы одинаковых возможностей как для себя, так и для Антонова, во встречах с официальным лицами. Однако по факту американский дипломат имел вдвое больше переговоров, чем его коллега, но при этом стремился добиться расширения контактов в США для российского посла. Именно по рекомендации Хантсмана Антонов несколько раз встречался с членами Конгресса, в том числе с Оррином Хэтчем, временно исполнявшим обязанности председателя Сената — третьего высокопоставленного лица в государстве после вице-президента и спикера палаты представителей США.
Работа нового руководителя американской дипмиссии в Москве, вне зависимости от того, будет это Биган или кто-то другой, простой точно не будет — много проблем остаются нерешёнными: контроль над вооружениями после прекращения действия Договора об РСМД по инициативе Штатов; санкционный режим; арест, наложенный на российскую дипломатическую собственность в США; сокращение численности сотрудников дипломатических представительств после отравления бывшего сотрудника ГРУ Сергея Скрипаля в Солсбери.
Мнения экспертов о том, какую роль Биган сыграет в случае назначения послом США в РФ, расходятся.
В комментарии информационному агентству «Интерфакс» президент Фонда изучения США имени Франклина Рузвельта при МГУ имени М.В. Ломоносова Юрий Рогулев выразил мнение, что если Биган действительно возглавит посольство в Москве, то можно рассчитывать на продвижение как и в двусторонних отношениях, так и на пути к переговорам по ядерным вооружениям.
«Даже утечка о том, что Трамп рассматривает эту кандидатуру, важна с точки зрения поддержания российско-американских отношений. Важно, что Биган — практик, знакомый с переговорным процессом, контактировавший с российской стороной и имеющий здесь положительный опыт. Сбалансированная характеристика контактов с Москвой — то, что нужно Трампу, и Биган здесь мог бы ему пригодиться», — заявил американист.
В свою очередь, эксперт Центра исследований проблем безопасности РАН Константин Блохин не столь оптимистичен в своих прогнозах. Он напоминает, что линия поведения посла в стране пребывания полностью зависит от позиции Госдепартамента, а он в последние годы неизменно ведёт жёсткую политику в отношении России. В связи с этим, по мнению эксперта, после того как Хантсмана сменит Биган, в одночасье и кардинально ничего не изменится.
«Вашингтон настроен не на нормализацию отношений с Россией, а наоборот, замораживает диалог и рвёт связи по многим направлениям. Дипломаты со стороны США, равно как и России, сейчас не в силах повлиять на эту ситуацию. Тенденции сейчас вполне предсказуемы: американские элиты могут продолжить пытаться расшатать РФ изнутри, но есть вероятность, что они начнут «остывать» под растущим влиянием Китая и пересмотрят отношение к России. Москве остаётся лишь улавливать новые тенденции», — сказал Блохин.
В сложившейся геополитической ситуации характер российско-американских отношений полностью диктует внутриполитический вектор США, а если учесть приближение президентских выборов (3 ноября 2020 года), то сближения с Москвой ожидать точно не приходится. Таким образом, от личности посла США в РФ не зависит почти ничего. Тем не менее, в случае назначения Бигана Трамп сможет обеспечить себе соратника на столь непростом направлении, которому он сможет доверять, — Биган успел себя проявить в переговорном процессе с Северной Кореей, пусть и не достигнув конечной цели.
В ближайший год — до избрания 46-го президента США — с учётом нынешних российско-американских отношений хорошей работой посла США можно было бы считать то, что он не допустит дальнейшего ухудшения их состояния.