При этом живущая в Лондоне бывший глава Нацбанка Украины заявила, что не имеет отношения к этому делу и на допрос не придет.
- Гонтарева занимала пост главы НБУ с июня 2014 по 15 марта 2018 года. Юрий, как бы вы могли оценить ее деятельность на этом посту?
— Оценить деятельность могу как категорически разрушительную для банковской системы и экономики в целом, но весьма позитивную для самой госпожи Гонтаревой и ее собственного кармана.
- Можете привести конкретные примеры «разрушительности»?
— Безусловно. Национальный банк под ее руководством благополучно уничтожил порядка ста банков на Украине. Часть из них сейчас пытается через суд вернуть себе возможность работать. Уже есть порядка десятка судов, выигранных банками у Нацбанка относительно того, что решение НБУ о признании их некредитоспособными было незаконным. Ну и что? Механизма возврата денег, имущества и так далее по-прежнему нет.
Следовательно, я делаю очень простой вывод, что эти банки сознательно уничтожались и выводились с рынка.
- «ПриватБанк» постигла та же участь?
— Да, точно так же сознательно был выведен с рынка и «ПриватБанк». Никаких проблем у него не было. До сих пор нет никаких убедительных доказательств того, что у «ПриватБанка» были какие-то финансовые проблемы.
Компания, которая проводила аудит от Нацбанка, нарисовала какую-то фантастическую историю, ничем не подтверждаемую. По сути это был рейдерский захват банка, осуществленный благодаря сговору правительства и Национального банка.
- Учитывая эти обстоятельства, как думаете, будет ли учредитель «ПриватБанка» Игорь Коломойский пытаться влиять на политические процессы на Украине, чтобы Гонтареву посадили в тюрьму?
На Западе очень плохо относятся к подобного рода схемам, где по предварительному сговору государственные чиновники переводят частную собственность в государственную. Там это однозначно расценивается как коррупционное преступление.
И мне кажется, что Коломойский может попробовать защитить свои интересы там, в Высоком суде Лондона в том числе.
- На ваш взгляд, связана ли вся эта «разрушительная» деятельность Гонтаревой в качестве главы НБУ с ее приближенностью к экс-президенту Украины Петру Порошенко? Могла ли она принимать какие-то решения в его пользу, например?
— Скажем так, это может быть одним из факторов. Если есть возможность абсолютно бесконтрольно обогащаться, то чиновник будет это делать вне зависимости от того Гонтарева это, [нынешний глава НБУ Яков] Смолий или кто-то еще.
Проблема не в личности руководителя Национального банка. Проблема в том правовом поле, в котором Нацбанк работает. Напомню, что долгое время Нацбанк был у нас субъектом законодательной инициативы, и только после изменения Конституции лет пять назад он перестал таковым быть.
— Да, до изменения Конституции он успел сформировать себе закон, где прописал достаточно фантастические вещи, отсутствующие в законодательстве других стран. У нас по сути за деятельностью Нацбанка осуществляет контроль наблюдательный совет, являющийся общественной организацией, неподконтрольной никому вообще, при этом устанавливающий себе заработные платы какие хочешь — они ничем не ограничены в своих желаниях — за счет деятельности Национального банка.
И это прописано у нас в законе. Так что в таких условиях кто угодно будет коррупционером по всем внешним признакам, действуя при этом абсолютно легально.