О том, состоится ли телемост вообще, чего можно ждать от этого события и к чему он в итоге приведет, изданию Украина.ру рассказал обозреватель МИА «Россия сегодня» Ростислав Ищенко.
- Ростислав, как вы считаете, имеет ли право президент Украины или другой государственный чиновник на Украине запретить проведение телемоста, то есть вмешаться в деятельность независимого СМИ?
— Да, имеет. Я даже не думаю, что это прерогатива главы государства. Прокуратура имеет право вмешаться и спокойно отменить проведение этого телемоста. Просто потому, что «Россия 24» внесена в список каналов, которые не имеют права вещать на Украине.
И поскольку этот список утвержден законодательно, а не абстрактно, это дает возможность опротестовать проведение телемоста. Для этого даже не надо вмешиваться президенту. Хотя президент тоже может обратиться к органам юстиции с соответствующим запросом.
- Почему вообще протестуют против его проведения? Они разве не понимают, что это даст повод для новых обвинений Украины в отсутствии демократичности?
— А кто Украину обвиняет в недемократичности? Мы с вами, может, и обвиняем. А ее друзья из Польши или Прибалтики говорят, что Украина очень даже демократичная.
Все остальные в Европе, даже если Украина у них уже в печенках сидит, помалкивают, головой кивают и приговаривают: «Да-да, демократично, демократично». Что, их в первый год обвиняют? Они людей в Одессе сожгли, а тут какой-то телемост запретить. Вообще не проблема.
- Как вы считаете, состоится ли этот телемост вообще? И если состоится, то приведет ли он к задуманной цели, когда жители двух стран обсудят наболевшие проблемы, или же вызовет лишь очередную волну ненависти?
— Состоится он или нет, не важно. Цели он своей уже достиг.
Поскольку телемост организовывает телеканал NewsOne, который вошел в холдинг СМИ, прямо или опосредованно приобретенных Виктором Медведчуком, сразу же прозвучали обвинения в адрес Медведчука в подготовке пророссийского реванша.
Вне зависимости от того, проведут ли телемост, нацики уже бегают и в очередной раз верещат, что Медведчук — бяка. А это в общем-то мобилизует электорат «Оппозиционной платформы — За жизнь» и дает им возможность набрать на 0,5 или 1,5% больше.
Это чисто предвыборная технология. На взаимоотношения России и Украины, на людей он никак не повлияет. А «Оппозиционную платформу» он уже поддержал.
- Если он мобилизует электорат партии Медведчука, то сможет ли добавить очков националистам?
— Националисты тоже мобилизовывают свой электорат. Все будет зависеть от того, насколько эффективно они покрикивают. Кроме того, определенное преимущество имеет организатор.
Если вы посмотрите на ситуацию последних двух недель, когда начались такие активные мероприятия с разных сторон, которые работают на мобилизацию электората, вы увидите, что за это время вырос показатель «Оппозиционной платформы» на 4% с хвостиком, и вырос показатель у «Европейской солидарности» Петра Порошенко на 3,5%.
Это полярные силы, к которым при мобилизации сбегается радикальный электорат. Мы видим, что схема действует. Она будет применяться и дальше. Такие скандалы выгодны и одной, и другой политической силе.
Разъедают они прежде всего электорат «Слуги народа». Но так как электорат Зеленского слоеный (там есть и правые, и пророссийские, и вообще никакие), мы не знаем, сколько там конкретно радикалов, которых можно откусить. «Болото» и так останется с ним, суетиться до выборов оно не будет.
Объективная задача и Медведчука, и Порошенко, и Святослава Вакарчука (который действует на том же поле, что и Порошено), и «Оппоблока» — перекачивать голоса своих потенциальных избирателей к себе. Наиболее успешно сейчас это делают Медведчук и Порошенко.