Барон, ставший королём - 27.11.2023 Украина.ру
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Барон, ставший королём

Читать в
Бароны Штейнгель оставили след в истории России. Первые фон Штейнгели появились на русской службе в XVIII веке, баронский титул Священной Римской империи получили уже на ней. Наиболее известны из российских Штейнгелей декабрист Владимир Иванович и Павел Леонардович – строитель «Ласточкиного гнезда» в Ялте

В Киеве Штейнгели поселились в 1877 году, когда из Эстляндии прибыл дядя Павла Леонардовича, Максим Васильевич Штейнгель, сразу купивший себе особняк на улице Большой Подвальной (сейчас — Ярославов Вал; «замком барона Штейнгеля» нередко называют «дом Подгорского» по улице Ярославов вал, 1). Позднее присоединился к нему старший брат — Рудольф Васильевич.

Рудольф Штейнгель родился 17 июня 1841 года в Ревеле (Таллине) в семье офицера.

Он сделал довольно неожиданную для дворянина карьеру — в 1861 году с отличием окончил Институт инженеров путей сообщения в Петербурге и показал себя эффективным организатором строительства.

Надо помнить, что в то время железные дороги были модным видом транспорта, а звание инженера-путейца — почётным и высокооплачиваемым. Штейнгель быстро перешёл от шоссейных к железным дорогам и принял участие в строительстве Московско-Рязанской железной дороги. Уже в 1864 году за строительство участка от Коломны до Рязани он был награжден орденом Св. Станислава III степени. Затем последовало строительство тульского участка Московско-Курской дороги.

Бетонные химеры "киевского Гауди" Владислава Городецкого4 июня 1863 года в селе Шелудьки (сейчас – Немировский район Винницкой области) родился Лешек Дезидерий Владислав Городецкий, позже русифицированный во Владислава Владиславовича и ставший известным как "киевский Гауди"

По окончании этих работ Штейнгель был назначен главным инженером и начальником работ Орловско-Витебской железной дороги, а затем исполнял те же обязанности на Грязе-Царицынской и Балтийской железных дорогах.

Всюду он зарекомендовал себя знанием дела и добросовестностью. Это ему очень помогло при получении концессии на строительство Ростово-Владикавказской железной дороги в 1872 году.

Мост через реку Донец Екатериненская железная дорога
Стальные нервы Юга России135 лет назад, 30 мая 1884 года, на юге России торжественно открыли движение по новой железной дороге. Ей дали имя Екатерининская - в честь императрицы, усилиями которой Новороссийский край, был присоединен к Российской империи

Строительство этой дороги обещало быть весьма сложным и рискованным делом, к тому же проводимым без государственных финансовых гарантий. Решение кадрового вопроса растянулось на три года. Это вызвало гнев императора Александра II, желавшего поскорее получить доступ к ресурсам Кавказа. Он потребовал от министра, графа Алексея Бобринского, к определенной дате назвать кандидатуру концессионера. Накануне «дня икс» министр случайно столкнулся на Царскосельском вокзале с одним из своих подчиненных — Рудольфом Штейнгелем… 

© profitrevolution.ru / Перейти в фотобанк

Штейнгель создал для строительства дороги акционерное общество и развил столь бурную и эффективную деятельность, что ему также поручили постройку Новороссийской ветки и устройство коммерческого порта с элеваторами и эстакадами в Новороссийске.

Всё это было выстроено в срок и с высоким качеством. Уже 19 апреля 1875 года из Ростова во Владикавказ проследовал первый воинский эшелон. Штейнгелю была объявлена благодарность министра. Восхищённый Сергей Витте назвал молодого барона «железнодорожным королём».

Получив подряд на строительство дороги от Лозовой до Севастополя, он переселился в Киев.

Железнодорожным строительством интересы Рудольфа Васильевича не ограничивались. Он издал две книги (по теории ветряных двигателей и центробежных насосов), занимался хлеботорговлей, а на Кубани основал первое регулярное винодельческое хозяйство. Вином торговал его брат Максим: в погребах дома на Большой Подвальной располагался первый в Киеве «интернет-магазин» — вино с доставкой можно было заказать телеграммой.

Харьков, железнодорожный вокзал
Москва — Симферополь через Харьков: краткая история Южной железной дорогиКратчайший путь из Москвы в Крым — через Харьков и Днепропетровск. Это было понятно и полтора столетия назад: 3 июня 1869 года по Курско-Харьково-Азовской (позже — Южной) железной дороге в Харьков прибыл первый поезд из Белгорода

Железные дороги были не просто модным, но и крайне прибыльным бизнесом. Именно на железных дорогах разбогател (и на них же, увы, разорился) известнейший меценат Савва Мамонтов, представить без которого русское искусство начала XX века так же нереально, как и без Павла Третьякова.  

Их богатства и славы Штейнгель не достиг, но он много сделал для Киева.

За счет Штейнгелей было оборудовано отделение в университетской клинике («имени барона Р.В. Штейнгейля»), а на пожертвования супруги, баронессы Марии Федоровны Штейнгель, была заново отстроена приходская Сретенская церковь неподалеку от Львовской площади. Барон открыл также три столовых для бедняков.

Штейнгель начал в Киеве строительство особняка — настоящего готического замка, который даже сейчас, будучи в запущенном состоянии, является одним из украшений города.

В 1877 году, после смерти директора Земельного и Частного коммерческого банков Киева князя Александра Кудашева (дяди первого русского авиаконструктора), его жена София продает участок с домом на Бульварно-Кудрявской улице Рудольфу Штейнгелю.

"Кудашев-1": Киев как родина российского авиастроения Первенец российской авиации, паровой самолёт Можайского, при всей своей революционности полноценным летательным аппаратом считаться не мог. Первый же настоящий самолёт российской конструкции взлетел 5 июня 1910 года на Сырецком ипподроме в Киеве. Аппарат, построенный князем Александром Сергеевичем Кудашевым, безыскусно назывался "Кудашев-1"

В 1877-1879 годах здание было перестроено. Интересно, что перестройкой занимался Максим Штейнгель (Рудольф в Киеве отсутствовал — работал на строительстве). Изначально проект перестройки в готическом стиле подготовил легендарный киевский архитектор Владимир Николаев, но он по каким-то причинам от работы отказался, и строительство по его проекту осуществлял академик архитектуры Виктор Сычугов (автор проекта чугунного креста и ограды на могиле Шевченко в Каневе). 

В доме было 17 комнат (9 на первом и 8 на втором этаже). В подвальном этаже находились две кухни, кладовая, погреб, прачечная. Интерьеры особняка были декорированы в стиле неоренесанс. Стены и потолки украшены лепниной, а перила парадной лестницы были из кованого металла и чугунного литья. На окнах до сих пор сохранились оригинальные решетки с монограммами барона (RS) и его жены Марии (MS).

© Василий Стоякин
1 из 6
© Василий Стоякин
2 из 6
© Василий Стоякин
3 из 6
© Василий Стоякин
4 из 6
© Василий Стоякин
5 из 6
© Василий Стоякин
6 из 6
1 из 6
2 из 6
3 из 6
4 из 6
5 из 6
6 из 6

На территории усадьбы находился огромный сад на 2900 квадратных саженей и 220 фруктовых деревьев. Из дома был прекрасный вид на долину реки Лыбедь (в то время — популярное место отдыха киевлян), строящийся Владимирский собор и железнодорожный вокзал.

Штейнгели вели активную жизнь, в доме часто бывали приёмы, по субботам и воскресеньям ставились самодеятельные спектакли. По средневековой традиции, когда хозяин был дома, на главной башне замка поднимали семейный флаг.

В 1892 году барон умер. Похоронен он был в усыпальнице на Аскольдовой могиле, построенной по его заказу Владиславом Городецким. Могила, к сожалению, была разрушена при ликвидации кладбища в 1935-36 годах.

Бетонные химеры "киевского Гауди" Владислава Городецкого4 июня 1863 года в селе Шелудьки (сейчас – Немировский район Винницкой области) родился Лешек Дезидерий Владислав Городецкий, позже русифицированный во Владислава Владиславовича и ставший известным как "киевский Гауди"

Судьба усадьбы не менее интересна.

Сначала велись переговоры о ее продаже учебному округу под 4-ю мужскую гимназию, но особняк требовал слишком больших переделок. В 1901 году участок выкупил у его сыновей (кстати, Федор Рудольфович успел побывать депутатом I Государственной думы от города Киева и послом Украинской державы в Берлине) профессор медицины университета Св. Владимира Михаил Никитич Лапинский, оборудовавший в нём водолечебницу.

В лечебных целях она использовалась и при советской власти, да и сейчас находится на территории НИИ ортопедии и травматологии.

 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала