Чем скорее, тем лучше
Самый яркий пример — Франция, где конституционные полномочия главы государства не больше украинских. Быть первым лицом страны ее президенту помогает то обстоятельство, что с 2002 года французский парламент страны избирается сразу вслед за главой государства. Интервал между вторым туром выборов главы государства и первым туром выборов Национального собрания составляет обычно 5 недель. А второй тур парламентских выборов (в стране мажоритарная система) проходит через неделю после первого. В результате на волне поддержки новоизбранного главы государства его партия неизменно получала абсолютное парламентское большинство. Так было и в 2017-м с Эммануэлем Макроном, несмотря на то, что его партия сформировалась только в ходе президентской кампании.
На Украине был лишь один случай проведения парламентских выборов вскоре после президентских. Это произошло в 2014-м, но интервал между голосованиями составил 5 месяцев. Как известно, БПП получил тогда больше всего мандатов, но по партспискам чуть уступил «Народному фронту». А ведь к началу предвыборной кампании социологи давали президентской партии абсолютное большинство мест. Вывод — чем ближе парламентские выборы к президентским, тем лучше это для президентской политической силы.
А сейчас на Украине до очередных парламентских выборов остается полгода. Срок не такой большой, но с учетом прошлого опыта, достаточно рискованный для Зеленского. За полгода может произойти разочарование избирателей в своем выборе. Также надо учитывать, что завышенные ожидания от новой власти чреваты быстрым отрезвлением, тем более что общество не слишком понимает конституционные ограничения, которые не позволяют главе государства решать все легко и быстро. Значит, ему надо продемонстрировать, что он силен, а его сила работает на заявленное обновление страны. Хороший способ такой демонстрации — навязать внеочередные выборы Рады.
Эта долгая инаугурация
Но на Украине досрочные выборы невозможно провести так быстро, как во Франции. И не только потому, что на досрочную парламентскую кампанию по закону отводится 2 месяца, но и из-за более затянутых сроков инаугурации. Так, если уже через 8 дней после своего избрания Макрон назначил премьера страны, то на Украине такого срока может не хватить для официального объявления итогов голосования.
Согласно закону «О выборах президента Украины» (статья 84), протокол об их результатах ЦИК составляет «в течение десяти дней, но не позднее, чем на третий день со дня получения всех протоколов окружных избирательных комиссий». А официальным объявлением результатов выборов является их публикация в газетах «Голос Украины» и «Урядовий кур'єр», которая произойдет так же через три дня после составления этого протокола.
Дальнейшие сроки регулируются Конституцией. Ее статья 104 гласит, что «новоизбранный Президент Украины вступает на пост не позднее чем через тридцать дней после официального объявления результатов выборов». То есть максимальный срок между вторым туром и принесением присяги составляет 43 дня (6 недель). На практике, однако, все делалось быстрее. Так, инаугурация Леонида Кучмы в 1999-м прошла через 17 дней после выборов, Виктора Ющенко — через 28 (но тогда сроки принятия решения ЦИК были большими, чем сейчас), Виктора Януковича — через 18, Петра Порошенко — через 13.
Приблизить или отдать инаугурацию (в рамках конституционных сроков) может лишь Верховная Рада. По закону, дата этого события определяется решением парламента. Решения Рады принимаются на пленарных заседаниях. Ближайшая пленарная неделя пройдет с 23 по 26 апреля, но за это время официальная публикация результатов выборов вряд ли появится. Даже в 2014 году, когда итоги выборов стремились подвести максимально быстро, они были обнародованы через 9 дней после голосования.
Следующая же пленарная неделя начнется 14 мая. Конечно, есть теоретическая возможность проведения внеочередного заседания для определения сроков инаугурации. Но депутаты вряд ли захотят для этого прерывать пасхально-майские каникулы.
Предельные сроки роспуска Рады
В данной ситуации дата вступления президента в должность критически важна, потому что срок для роспуска Рады очень невелик. Ведь по конституции прекращать полномочия парламента нельзя в последние полгода полномочий, как президента, так и Рады. Поэтому Петр Порошенко, чьи полномочия завершаются, распустить Раду сейчас не мог бы, даже если бы у него появились для этого правовые основания. Такие права будут только у Зеленского.
Однако по самому распространенному мнению Раду можно распускать только до 27 мая, ибо ее полномочия следует отсчитывать с 27 ноября 2014 — начала первой сессии нынешнего парламента. А конституционный срок полномочий Рады 5 лет.
С другой стороны, согласно Конституции она прекращает полномочия не в этот срок, а с началом работы Рады нового созыва. И вот эти не идентично сформулированные сроки полномочий создают лазейку, которой казуистически предлагают воспользоваться такие известные политики и правоведы, как Андрей Портнов и Елена Лукаш. По их мнению, прекратить полномочия Рады президент вправе до середины июня, поскольку парламент, который должны избрать 27 октября этого года, обретет полномочия в середине декабря.
Условия роспуска Рады
Однако в любом случае распускать Раду можно не в соответствии с желанием президента, а в четко оговоренных статьей 90 Конституции случаях.
1) Если в течение месяца не сформирована коалиция депутатских фракций.
2) Если в течение 60 дней после отставки кабмина не сформирован новый.
3) Если на протяжении 30 дней одной сессии пленарные заседания не могут начаться. И в таких ситуациях роспуск Рады — право, а не обязанность президента, и конституция предписывает ему принять соответствующее решение после консультаций со спикером, его замами и лидером фракций.
Ясно, что роспуск по упомянутому пункту 2 уже невозможен. По пункту он 3 практически невозможен. Так даже если исходить из сомнительных сроков, о которых говорит Портнов, Рада должна до 15 мая провести инаугурацию Зеленского, после чего оказаться неспособной проводить пленарные заседания (то есть в ней должна быть мощная пропрезидентская сила, чтобы создать подобный хаос).
Роспуск же в соответствии с пунктом 1 возможен на абсолютно легитимных основаниях, но если условия для него будут созданы до инаугурации Зеленского. Например, «Народный фронт» (или же БПП, но последнее куда менее вероятно) объявляет о выходе из коалиции на будущей пленарной неделе, значит, 30-дневный срок для создания новой коалиции завершится до 27 мая. Разновидность этого варианта: выход не отдельной фракции, а десятка-двух депутатов, после которого все равно будет очевидным отсутствие в коалиции 226 депутатов.
Кстати, когда коалиция создавалась в БПП и «Народном фронте» было в сумме 227 депутатов, сейчас их 215. Но сколько на самом деле подписей под коалиционным соглашением мы не знаем, а спикер парламента Парубий не объявлял о выходе кого-либо из состава коалиции. Но в принципе, он не обязан был делать такие объявления. В конституции сказано, что вопросы коалиции регулируются Конституцией и регламентом, но в регламенте нет даже слова «коалиция».
Как заинтересовать могильщиков коалиции
Роспуск Рады практически не реален без заинтересованности тех, кто умертвит коалицию. Заинтересованность может быть двоякой. Первый вариант — сохранение депутатских мандатов или получение должности в новой власти. Зеленскому думаю несложно обеспечить ряду депутатов проходные места в списке «Слуги народа» и оказать другие преференции. Однако он пришел к власти под лозунгом ее обновления и поэтому «трудоустраивать» членов нынешней коалиции абсолютно неразумно.
Второй вариант заинтересованности — деньги. На стимулирование нужного числа коалиционных депутатов у Коломойского их, конечно, должно хватить. Но чем неочевидней распад коалиции, тем больше свобода маневра у спикера Андрея Парубия, который поддерживал Петра Порошенко.
Роспуск через суд и его риски
Если парламент будет противиться роспуску, теоретически нельзя исключать варианта, о котором писал Василий Стоякин: некий районный суд, скажем Пирятинский, признает что коалиции не существует еще с 2017 года. Но это сценарий для нового президента невыгодный. Он слишком напоминает о роли судебной системы в рейдерских захватах Коломойского, чтобы Запад реагировал на это спокойно. И наконец, любой роспуск сомнительный с точки зрения Конституции, при котором парламент будут ломать через колено, несет риск отказа правительства Владимира Гройсмана профинансировать досрочные выборы. И значит, такой вариант роспуска, скорее всего, проваливается.
Роспуск через Майдан
Правда есть еще один вариант: добровольно-принудительный роспуск, когда на Раду будет активно давить улица. При таком сценарии уже после инаугурации Зеленского происходит распад коалиции или даже констатация Радой отсутствия коалиции с 2017 года. Также при этом Рада соглашается с тем, что ее роспуск будет легитимным и в сроки указанные Портновым и Лукаш и даже позже. Под давлением реального Майдана (а не слабой имитации вроде устроенной Саакашвили) депутаты могут проголосовать за что угодно. Проблема здесь в том, что электорат Зеленского до сих пор даже на массовые митинги не собирался, а майданить на Украине умеют, прежде всего, националисты. Однако масштаб победы нового президента и его материальный ресурс допускают вероятность и Зе-Майдана.
Необходимость взаимопонимании
Но желание распустить этот созыв Рады, не отменяет для Зеленского необходимо взаимопонимания с ним. Ведь самостоятельно он сможет назначить только членов своей администрации. Да, губернаторы должны сложить полномочия после избрания нового президента, но кандидатуры их преемников должен предлагать Кабмин. Назначенцы же Порошенко в центральной власти не обязаны слагать полномочия со сменой главы государства. И единолично уволить глав МИД, Минобороны, СБУ, НБУ и ГПУ Зеленский не сможет. Для этого нужно голосование парламентского большинства. При этом согласно законодательству он может инициировать замену руководителей лишь первых трех ведомств. В случае с главами НБУ и Генпрокуратуры Зеленский должен лишь надеяться на добровольную отставку действующих чиновников, правда, как показывает практика, никто за такие кресла при смене президента не держался. Но в случае отказа Рады утвердить кандидатов нового главы государства, он не может назначить даже исполняющих обязанности.
При этом распад коалиции не переводит правительство и премьера в статус и.о, следовательно и после него можно назначить легитимных глав МИД и Минобороны. Но если президент займется роспуском Рады против ее воли, то его шансы утвердить деятелей по своей квоте — снизятся.
А назначить их целесообразно до объявления досрочных выборов, ведь такие выборы происходят по конституции в связи с прекращением полномочий парламента. Вправе ли Рада с прекращенными полномочиями делать кадровые назначения и принимать какие-либо решения? Да, в 2014 она спокойно работала и после решения Порошенко о досрочных выборах, но свое заключение по этому вопросу КС никогда не делал. И нельзя исключать, что в случае неблагоприятной для Зеленского конфигурации будущего парламента и правительства, такое заключение появится и окажется неблагоприятным для президента.
Судьба премьера
Наконец, еще один вариант, думаю, максимально благоприятный для Порошенко и Парубия. Премьер Гройсман сам уходит в отставку (или же Рада выражает ему недоверие), таким образом, все правительство приобретает статус и.о. и назначить даже глав МИД и Минобороны нельзя до утверждения нового премьера. При этом в Раде не набираются голоса под нового главу правительства и так длится до очередных выборов.
Сценарий, этот сугубо теоретический, ибо, во-первых, думаю у Зеленского хватит ума не валить премьера, если он не может его заменить, во-вторых самому Гройсману такой демарш вряд ли нужен. Премьер, разумеется, хочет оставаться в политике и попробует зайти в Раду во главе собственного политического проекта, отдельно от БПП который сразу займет нишу непримиримой оппозиции Зеленскому. А оптимальная тактика для Гройсмана не конкурировать с Порошенко на этом поле, а, учитывая итог выборов, провозгласить конструктивное сотрудничество с новым президентом в рамках Конституции. То есть одни инициативы главы государства будут поддерживаться, другие — нет.
А если без роспуска?
Разумеется, у Зеленского есть возможности красиво обосновать отказ от роспуска Рады. Прежде всего тем, что проводить выборы в конце июля- начале августа, было бы неправильным так как из-за летних отпусков миллионы украинцев не смогут проголосовать, а иные сроки законодательство не предусматривает. При таком варианте он должен, с одной стороны призывать избирателей потерпеть до октября и завершить обновление власти на очередных выборах, с другой — показывать свою силу, чтобы не растратить поддержку. Следовательно, нужно не просто инициировать резонансные законопроекты, но и провести их через парламент.
Задача со многими неизвестными
А прогнозировать отношения Зеленского с завершающим срок парламентом дело пока невозможное. Да, до сих пор новоизбранному главе государства удавалось подстроить под себя ранее избранную Раду, при этом у Ющенко в 2005, Януковича в 2010, и Порошенко в 2014, это получалось легче, чем ранее у Кучмы. Но во всех тех случаях речь шла о президентах, имевших немало число сторонников в парламенте и до вступления в должность. Зеленскому же надо строить свою опору с нуля. Ясно, что сейчас в Раде выстроится очередь тех, кто готов сотрудничать с ним, но будет ли этих депутатов достаточно? Ситуативное большинство в парламенте под кадровые решения и отдельные инициативы выглядит достаточно вероятным. Создание своей коалиции под новое правительство — куда менее вероятным. И даже если это получится, Зеленскому надо будет показывать, что подобные коалиция и правительство — еще не обновление власти, а промежуточный вариант, перед окончательным осенним обновлением.
Конечно, настрой Рады станет заметно понятней уже на этой неделе. Но существенно прояснится ситуация лишь после инаугурации.