Киевской «Петровке» в марте исполнилось 22 года, но в отличие от одноименной станции метро, благодаря которой она получила свое название, рынок не переименовали.
«Балка» на Полевой
Официальной датой основания рынка на Петровке считается 1 марта 1997 года, когда было зарегистрировано ООО «Книжный рынок», но начало книжной «Петровки» было положено совсем в другом месте и в другое время. Современная «Петровка» является наследницей советского черного рынка, повсеместно возникавшего в крупных городах Советского Союза из-за дефицита качественной литературы и тотальной цензуры. Черный книжный рынок СССР предлагал книголюбам целый список запрещенных книг и авторов.
Первое пристанище литературных спекулянтов появилось в Киеве во время перестройки в 1986 году на улице Полевой. Он был известен киевлянам как "Балка". Книготорговля на «Балке» имела полулегальный оттенок, поскольку прямая торговля с рук из-за борьбы с нетрудовыми доходами в советские времена могла привести к лишению свободы сроком до двух лет с конфискацией имущества.
Первые советские книготорговцы использовали лазейки в законодательстве, придумав хитрый способ продажи литературы под видом обмена с доплатой. Обычно покупатель менял литературу по истории "марксизма-коммунизма" с соотвествующей доплатой на Дюма, Агату Кристи или Хемингуэя. При такой схеме работы товарищам из ОБХСС придраться было не к чему.
От «Балки» к «Современнику»
"Балка" на улице Полевой просуществовала до 1989 года, пока стараниями городских властей не была перемещена в клуб «Современник», располагавшийся в Парке имени Фрунзе, который позднее превратился в концерт-холл FREEDOM.
Вместе с географией «Балка» сменила свое название, став Клубом книгообмена "Киевский библиофил". Для содержания клуба и уплаты аренды с посетителей взималась плата за вход.
Однако спустя несколько лет, в 1997 году, киевским библиофилам пришлось искать новое помещение из-за начавшегося в «Современнике» ремонта. Тогда-то рынок и переместился на Петровку.
«Петровка» начиналась с десятка машин, с которых уже официально торговали литературой. Новое место вблизи метро способствовало спросу на книгопродукцию. К тому же в те времена еще не было широкодоступного интернета, и основная масса бывших граждан СССР как самой читающей страны в мире предпочитала классическую книгу.
Если до переезда на «Петровку» книготорговля велась только по выходным, то после основания рынка он стал работать шесть дней в неделю, кроме понедельника. В 1997 году на «Петровке» начался строительный бум — строили магазины и павильоны, привлекали новых продавцов. Уже к концу 1998 года торговые ряды разрослись до нескольких сотен лотков. Петровка стала центром оптовой книготорговли. Рынок стремительно набирал обороты и в середине нулевых стал таким, каким мы его знаем сегодня.
Продавцы с научной степенью
«Петровка» сплотила вокруг себя настоящих профессионалов своего дела. Нет, это были не профессиональные продажники, которых тогда еще не было. Книготорговлей занимались филологи, профессора и кандидаты наук. Большинство научных работников, подготовленных в огромном колличестве при Советском Союзе, остались без работы и начали заниматься тем, что они понимали лучше всего, — книгами. Для того чтобы разбираться в огромном массиве литературы, заполонившей рынок бывшей советской республики, нужно было быть как минимум хорошо начитанным человеком, разбираться в направлениях и жанрах, знать классиков и быть грамотным филологом. Дилетанты в книжном бизнесе не приживались.
Торговать цветами нужно в «цветочном ряду»
Динамично развивающийся рынок не остался без внимания книготорговцев со всего Киева. Постепенно туда подтянулись оптовые и розничные продавцы книг. Как сказал дядя Саша, один из старожилов «Петровки», торговать цветами нужно в цветочном ряду. До середины нулевых был период, когда на «Петровке» работал ночной рынок. Оптовики с ближнего зарубежья, в основном из Молдовы, и со всех крупных городов Украины съежались в Киев и закупали книги по ночам. К концу нулевых оптовая торговля переместилась в Харьков, что было оправданно с точки зрения логистики, поскольку большинство книг в то время завозилось из России.
Одно время в Киеве стали поговаривать, что есть проект заменить открытый рынок огромным торговым центром. Планировалось, что здание мягкой волнообразной формы будет иметь 6 этажей: 3 подземных и 3 наземных, а площадь всех торговых и развлекательных зон составит более 79 тысяч кв. метров. Но с началом кризиса 2008 года все замыслы так и остались на бумаге.
В нынешнем состоянии «Петровка», давно обросшая блошиным рынком, столовыми и магазинами, больше похожа на поселок городского типа. К концу нулевых коллектив рынка насчитывал уже 1500 предпринимателей, периметр рынка составлял — 1700 метров, а штат охраны превышал 60 человек.
Не книгой единой
Но не только торговля книгами снискала популярность на «Петровке». Вслед за книготорговцами на рынок потянулись продавцы компьютерного софта и CD-дисков. Этому способствовал начавшийся в середине 90-х цифровой бум, когда компьютерная техника стала относительно доступной для широких слоев населения. Как правило, продаваемая программная продукция была нелицензионной копией оригинальных программ, наскоро переведенных на русский язык, и стоила соответственно не более 7 долларов США за компакт-диск независимо от его содержания.
Объем торговли нелицензионных программ настолько разросся, что в Киев приезжали закупаться оптовики с книжного рынка «Книжки» г. Одессы, которая по праву считалась южной столицей пиратского софта. Вследствие этого в 2008 году Министерство торговли США включило киевский рынок "Петровка" в число 17 пиратских рынков по продаже контрафактной продукции, наносящих наибольший ущерб интеллектуальным правам в мире.
А в 2008 году рынок потряс еще один скандал: сотрудники СБУ задержали продавцов, сбывающих базы таможенной службы Украины. За диск с информацией просили по 500 долларов США.
Однако пиратская репутация «Петровки» нисколько не отпугнула известных политиков, покупающих на рынке редкую литературу. Частыми гостями рынка бывали Сергей Тигипко, Владимир Литвин, Виктор Ющенко, Юлия Тимошенко, Юрий Луценко.
Современное состояние — между "интернетом" и "русофобией"
Общедоступный интернет с его бесплатными библиотеками, а также появление портативных гаджетов, позволяющих читать в любом месте и в любое время, оказались куда более серьезными противниками, чем все санкции за нарушение авторских прав. Люди медленно, но верно перестали ходить на «Петровку», предпочитая получать свежую литературу по интернету с доставкой на дом. Ситуация начала ухудшаться еще в 2008 году. Сначала многие российские издательства из-за кризиса объединились, укрупнились, но стали выпускать меньше новинок. Потом упала покупательная способность населения. В итоге многие начали читать с планшетов.
Последние девять лет для «Петровки» были периодом непрерывного спада. Но окончательно подкосили рынок последние годы. Первого января 2017 года Верховная Рада приняла закон, которым запретила ввоз книг из РФ без разрешения специальной комиссии, проверяющей книги на предмет "антиукраинского содержания". С 1 января российские книги перестали легально ввозиться на Украину. Для «Петровки», в которой 80% книг представляли собой российскую продукцию, такое новшество оказалось хуже вездесущего интернета. Ведь чтобы наполнить литературой только одну торговую точку, необходимо около тысячи наименований книг. Это заведомо означало, что украинские издательства просто не в состоянии покрыть потребности рынка.
На «Петровке» не против продавать отечественные книги, но за 27 лет на украинском языке, например, не вышло ни одного учебника по истории театра и кино. Кроме того, существует множество специализированной иностранной литературы, для перевода которой необходимы специалисты высокого уровня, которых просто нет на Украине. Такие специалисты есть в России, но тут уже встает проблема языка: на русский иностранную литературу переводить куда выгодней, чем на украинский.
Однако новинки на «Петровке» действительно есть. В основном из РФ. Стоят они 300-500 гривен. О том, как их завозят в страну, здесь никто не распространяется.
Как говорят сами продавцы с «Петровки», мы живы до сих пор благодаря тому, что у нас есть уникальная литература. Часто приходят родители, ищут учебники детям, которых нет в интернете. Впрочем, и эти случаи становятся все более и более редкими. К сожалению, книжный рынок Украины, находится в глубоком упадке, из которого нет выхода, и вполне вероятно, что «Петровка» скоро исчезнет с карты Киева вместе со всей российской литературой.