Солидарность и страх репрессий
По мнению известного украинского журналиста Руслана Коцабы, который не понаслышке знает, что такое обвинения в госизмене, на сегодняшний день на Украине под ударом находится каждый, кто критикует правящий режим, тем более в медиапространстве.
Он пояснил, что бывшему главреду издания «Киевский телеграф» вменяют вторую часть 110-й статьи УК, т.е. нарушение территориальной целостности Украины как преступление, совершенное группой лиц по предварительному сговору.
Иными словами, следствие будет пытаться представить журналиста как подельника обвиняемого в госизмене главы РИА Новости Украина Кирилла Вышинского.
Коцаба констатировал, что работники прессы на Украине находятся под постоянным давлением со стороны власти и правоохранительных органов, поэтому ни о какой открытой профессиональной солидарности в данном случае речи не идет.
«Все, извините, как языки в одно место засунули. Я всех обзвонил, кого можно, сказал: ребята, это же журналистская солидарность, следующими будете вы или я, вы же понимаете, что нож режет масло, пока не упрется в доску. И нужно быть именно той доской, которая останавливает нож. Режим жмет, пока мы сами ему это позволяем», — заявил он.
Неминуемый арест
О тяжести обвинений, выдвигаемых против Скачко, и о его возможном задержании подробно рассказала глава правления всеукраинской правозащитной платформы «Успишна варта» Наталья Наталина.
По ее данным, вменяемая журналисту «сепаратистская» статья не предполагает никаких иных санкций, кроме содержания под стражей.
Скачко могут арестовать прямо после допроса в Херсоне, на который он вызван 11 марта и на который, по словам самого журналиста, он планирует явиться согласно закону, считает правозащитница.
Наталина также полагает, что следствие намерено связать дело Вышинского и обвинения в адрес Скачко, раскручивая версию о «предварительном сговоре».
Однако с тем, что Скачко в любом случае окажется за решеткой, не согласна юрист Татьяна Монтян.
Преследование Скачко — лишь способ запугать его, в противном случае он бы уже был помещен под стражу, полагает она. Юрист надеется, что по итогам всей этой истории Скачко отделается легким испугом.
Жертва подковерной борьбы
«Тут другие «отвлекалки» работают, новые законы и прочая чушь. К тому же по этому делу уже вписалась посол США в Киеве Мари Йованович, сказала свое веское слово папуасам, поэтому никак отвлечь уже не получится», — заявила Монтян.
Такую точку зрения разделил политолог Руслан Бортник, который видит в этом деле давление и подковерную борьбу, но не желание переместить фокус общественного внимания с махинаций действующей власти и ее приближенных на нового «агента Кремля».
«Выглядит как элемент какой-то подковерной борьбы, как элемент такого давления, но не скажу, что это давление нацелено на моделирование каких-то предвыборных процессов, и не нацелено даже на какое-то отвлечение информационного внимания, иначе обыск проходил бы максимально жестко, в такой вопиющей форме, чтобы вызывать какое-то отвлечение внимания общества, но этого не произошло», — отметил эксперт.
Он добавил, что в предвыборный период власть может быть как максимально радикальна в принятии тех или иных решений, так и максимально слаба, потому что и следователи, и судьи уже начинают думать о том, что будет после того, как сменится руководство страны.
Материалов хватит на всех
Одной из них, самой прозаической, может быть то, что следователи, сотрудники спецслужб и других правоохранительных органов банально должны демонстрировать действующей власти свою лояльность, в том числе показывая, что не зря едят свой хлеб.
Кроме того, давление на очередного представителя независимой украинской прессы должно запугать тех граждан, кто может себе позволить критически высказываться по отношению к курсу нынешних государственных управленцев в такой важный момент избирательной кампании.
«Скачко — настоящий украинский патриот. В этом у любого человека, кто его слышал, кто понимает его позицию, никаких сомнений нет. Ясно, что дело шито белыми нитками, это типичное политическое преследование», — сказал Погребинский.
Помимо всего прочего эксперт не исключает, что преследование Скачко выгодно действующему президенту Украины Петру Порошенко, который сильно озабочен последними обвинениями в адрес власти в коррупции и подкупе избирателей.
Главе государства, полагает политолог, не составит труда натравить СБУ на своих оппонентов, так как «материалы они давно собирают на всех, кто критически комментирует положение в стране».
В завершение Погребинский отметил, что судьба Скачко будет зависеть от того, последует ли какая-либо реакция на его дело из Европы.