«В России умер нобелевский лауреат и украинофоб Жорес Алфёров» — под таким заголовком вышла публикация в украинском издании «Лига». Ее автор напоминал, что покойного ученого внесли в список сайта «Миротворец» — потому что он позволил себе резко негативные отзывы о бандеровцах, критиковал украинскую постмайдановскую реальность, говорил о необходимости российско-украинского сотрудничества — в том числе в области образования и науки. Не говоря уже о том, что знаменитый российский академик до конца жизни оставался убежденным коммунистом и атеистом.
Иностранные СМИ печатали некрологи, рассказывая о достижениях исследователя гетероструктур с квантовыми точками и полупроводниковых лазеров, без которых были бы невозможны современные смартфоны. О заслугах выдающегося физика говорили во всем мире — ведь этот человек, автор более 500 научных работ, трех монографий и 50 изобретений, который еще в советское время стал лауреатом самых престижных американских, европейских, японских премий, олицетворял собой великое наследие классической советской науки, так много сделавшей для мирового прогресса. А украинский политик-порохобот Виктор Уколов ехидно писал: «Сегодня в раю праздник», откровенно радуясь смерти этого престарелого «украинофоба».
Между тем, Жорес Алферов никогда не считал Украину чужой страной. Выдающийся ученый родился и вырос на территории Белоруссии — в семье чекиста Ивана Алферова и учительницы Анны Розенблюм — и получил свое имя в честь выдающегося французского социалиста, основателя газеты «Юманите» Жана Жореса, застреленного националистом за свои антивоенные взгляды. Однако его намертво связала с украинской землей гибель старшего брата Маркса Алферова. Как и Жорес, он с молодости избрал карьеру ученого, и подавал большие надежды — однако пошел добровольцем на фронт, был ранен под Сталинградом, воевал в составе специально созданной для уличных боев 96-й отдельной сталинской бригады и получил очередное тяжелое ранение на Курской дуге. После госпиталя Маркс вернулся на фронт и погиб в ходе Корсунь-Шевченковской операции — освобождая расположенное в Черкасской области село Хильки.
Жорес Алферов впервые побывал там в 1956 году. Сохранилась трогательная фотография молодого ученого, который стоит около братской могилы, где похоронены полторы тысячи человек — включая его любимого брата Маркса. С тех пор он посещал это место регулярно, подробно рассказывая об этом в своих интервью.
«Навсегда запомнил свой приезд в Хильки в 1968 году. Ко мне подошла бабушка и спросила: «А що ви робите на нашiй могилi?» Мой друг Дима ответил: «Здесь похоронен старший брат моего товарища». — «Старший брат? В нашому селi?» Через полчаса возле братской могилы собралось все село, более ста человек. Люди принесли самогонку, закуску и справили поминки по моему брату. А ведь они видели меня впервые в жизни… Спустя шесть часов селяне проводили нас с другом на автобус до Корсуня, передали для моей мамы, которая тогда еще была жива, большой платок, свежие фрукты, а для папы — две бутылки самогона. Я запомнил это на всю жизнь! До сих пор по мере сил навещаю Хильки и соседнее село Комаривку, где в школе создали музей 202-й стрелковой дивизии. Сотрудники музея выяснили, что Алфёров Маркс Иванович погиб 15 февраля 1944 года. Я, как могу, стараюсь поддерживать школу: несколько учеников получают стипендии имени Маркса Алфёрова из моего фонда, передаем туда компьютеры», — с большим чувством рассказывал об этом нобелевский лауреат.
Буквально накануне Евромайдана, в 2013 году Жорес Алферов проводил в Киеве заседание Сколковского консультативного совета, в состав которого входил целый ряд известных международных ученых. После окончания заседания он неожиданно для всех повез своих коллег в село Хильки, где их тепло приняли местные жители. Как вспоминал академик, знаменитый теоретик биохимии, американский нобелевский лауреат Роджер Корнберг сказал ему: «Жорес, вы ведь один народ! Вас нельзя было делить!» И остается надеяться, что американского химика тоже не занесли после этой цитаты на «Миротворец».
Этот человек искренне любил Украину и глубоко переживал события последних пяти лет, называя их словосочетанием «абсолютная чернота» — которое кажется определением из теоретической физики, но, безусловно, скрывало за собой глубокую личную боль.
«Я по природе своей интернационалист. Иначе и быть не может — во мне столько кровей намешано. И я с болью смотрю на то, что происходит в соседней Украине. Раньше я приезжал туда каждый год. У нас был целый ряд проектов с украинской Академией наук, Киевским и Донецким политехами. Еще в 2013 году мы имели возможность проводить совместные исследования. А неделю назад мне позвонил товарищ, руководитель украинского научно-технического объединения. Он сказал, что против него возбуждено уголовное дело. Следователи посчитали, что разработки ученого наносили ущерб Украине, так как он сотрудничал с Россией. Мой знакомый вынужден был покинуть страну. Вот пример», — рассказывал Жорес Алферов в ходе одной из публичных лекций.
История с погибшим за Украину братом Жореса Алферова ни единым словом не упомянута в украинской Википедии. Но зато там сказано: «…поддерживает российскую агрессию против Украины и оккупацию украинских территорий». Конечно, попытки травить академика, которые предприняли после его смерти патриотические украинские медиа, не вызывают особого удивления — поскольку они соответствуют общей людоедской повестке современного украинского общества. Пляска на костях знаменитого ученого постыдна сама по себе — однако важно понять, что этот человек многие годы оказывал реальную бескорыстную помощь деградирующей украинской науке, которая существовала за счет прежних достижений советской эпохи. И он имеет перед Украиной множество важных заслуг — которые, кстати сказать, были отмечены на государственном уровне орденом Ярослава Мудрого.
Расплатой за эту по-настоящему черную неблагодарность станет дальнейшая стагнация украинской науки, которая находится сегодня в беспрецедентном кризисе. Комментируя ситуацию, которая сложилась сейчас в украинской науке, руководитель профсоюза работников Национальной академии наук Украины (НАНУ) Анатолий Широков отметил: «По количеству ученых на душу населения Украина скатывается до уровня Албании — где, откровенно говоря, развитой науки нет вообще. Принятая в этом году новая редакция закона о научной и научно-технической деятельности не выполняется — напротив, возникают новые проблемы: денег на науку выделяют все меньше, а такой тяжелой ситуации, как сейчас, не было никогда. Украина может лишиться науки уже в самом скором времени: научными исследованиями просто некому будет заниматься».
Вся вина Жореса Алферова состояла в том, что он по мере своих сил пытался помочь Украине выбраться из этой безнадежной «черноты» — и делал это полностью бескорыстно, поскольку он помнил, что за эту землю отдал жизнь его родной брат, испытывая к украинцам братские, родственные чувства. И его смерть очень символично совпала с позорным уничтожением мемориала солдатам Великой Отечественной войны во Львове, где захоронены освобождавшие его красноармейцы.
Кто знает, не постигнет ли эта судьба и братскую могилу в селе Хильки?