Эти голые цифры недавно озвучил новый глава Пенсионного фонда Украины Евгений Капинус. Отчего вдруг взялась такая тревожная статистика? А взялась она, прежде всего, от провальной пенсионной реформы. Ещё тогда, когда экс-вице-премьер-министр Сергей Тигипко неудачно пытался перейти от распределительного механизма к накопительной системе пенсионного обеспечения. Наконец, когда в последние годы действующие вице-премьер-министр Павел Розенко и министр социальной политики Андрей Рева натолкнулись на яростное сопротивление.
А что, по сути, получилось? А получилось следующее. Когда власти заявили, мол, была одна солидарная система, а теперь мы с 1.01.2019 года вводим ещё накопительный уровень, вот тут те, кому осталось несколько лет до выхода на пенсию, начали жёстко спрашивать: «А где моя пенсия, мы ведь уже десятки лет отработали, и у нас нет никаких накоплений?» Да, не учли политики во власти, что теперь предстоит одновременно выплачивать пенсии нынешним пенсионерам и копить денежные средства работающим сейчас.
Да, господа политики, неизбежно возникает эффект двойного бремени, т. е. когда надо одновременно и выплачивать пенсии, и формировать пенсионные накопления. По расчётам экспертов, этот эффект двойного бремени будет длиться около 50 лет и достигнет своего максимума через 22 года после начала введения накопительного уровня пенсионной системы, а именно в 2041 году.
А теперь главный вопрос: «Стоит ли из-за эффекта двойного бремени браться за пенсионную реформу по украинскому сценарию?» Кстати, математически доказано ведущими экспертами, если у нас не нулевые административные расходы на обслуживание накопительной системы, а такого на практике не может быть, то она заведомо менее эффективна, чем распределительная. Но, думаю, главное не в этом. Просто Кабмин обязали не трогать систему спецпенсий, не отменять пенсионное обеспечение для судей, прокуроров, народных депутатов, министров, таможенников, налоговиков и т.д.
Да, беда не ушла, её лишь стараются отодвинуть. Но дальше будет больнее резать по живому.