Новому шагу проще обучиться, и он менее энергозатратный, однако и не такой зрелищный, как прусский: вместо 120 шагов в минуту надо будет делать всего 90, передает украинская «Комсомольская правда» 21 ноября.
«Шаг — это всего лишь внешний элемент старой системы. По-настоящему важна система управления вооруженными силами. Сначала в Пруссии, потом в царской России, затем в СССР, а у нас она заключалась в том, что Генеральный штаб входит в состав Министерства обороны. В отличие от англо-саксонской системы, к которой мы сейчас идем, где Генштаб принимает независимые решения», — сообщил военный эксперт Игорь Романенко.
Таким образом, подчеркивает военный эксперт и психолог Алексей Арестович, смена строевого шага является одним из последних внешних атрибутов перемен в армии.
«Англо-саксонская система делает упор на децентрализацию и разделение труда. Она требует большой инициативы у низших ступеней армейской карьерной лестницы. Ставка делается на сержантов, которые отвечают за рядовых. А офицеры занимаются постановкой боевых задач. Обе системы имеют свои плюсы и минусы, но сейчас весь мир стремится найти золотую середину», — пояснил он.
По словам эксперта, в то время как англо-саксонская система предвидит дифференциальный подход к постановке боевых задач и их выполнению, у немцев нет альтернативы: прусская система требует от солдат стать настоящими роботами, что, как он отметил, и демонстрирует их строевой печатный шаг.
Более того, Арестович рассказал, что после начала так называемой антитеррористической операции (АТО) в Донбассе в Вооруженных силах Украины (ВСУ) столкнулись интересы сторонников казацкого полуанархического подхода и выученных по советским канонам офицеров. Поэтому, убежден эксперт, сегодня актуальна постройка украинской национальной армейской школы.
Захватившая Киев идея о модернизации армии связана не только с повышением уровня оборонной мощности страны, но и с намерением интегрироваться в НАТО, оставив советское прошлое, связанное с Россией, позади.
В свою очередь, бывший генсек НАТО Андерс Фог Расмуссен заявил, что для вступления в альянс Украине потребуется достигнуть ряда критериев, на реализацию которых уйдет большое количество времени. Эксперты полагают, что Киев не сможет претендовать на членство в НАТО в ближайшие 20 лет.
Однако Киев не намерен сдаваться. Так, украинский завод «Импульс» в городе Шостке, который входит в состав госконцерна «Укроборонпром», в июле впервые начал серийное производство боеприпасов по стандартам НАТО. Впрочем, военный эксперт Владимир Богатырев отметил, что «это абсолютно не значит, что они (украинцы. — Ред.) наладят и будут производить большое количество боеприпасов по натовским стандартам».
«На сегодняшний день финансовых возможностей у Украины реально нет, помощи им в этом никто оказывать не будет. Технологически выполнить — нужны консультации специалистов НАТО. Поэтому в этих сообщениях больше политики, намерение выдать желаемое за действительное и, несомненно, желание продемонстрировать, что они готовы к сближению с НАТО. Украина стремится доказать всеми способами, что она способна быть в НАТО», — сказал он.
Лидер партии «За життя» Вадим Рабинович иронизирует на тему регулярных заявлений президента Украины Петра Порошенко о восстановлении боеспособности армии.
«Если у нас самая сильная армия на континенте, зачем нам идти в НАТО? Пусть НАТО идет к нам. Мы же самые сильные», — говорит он.
При этом украинцы не хотят служить. Недостаток финансирования остро ощущается солдатами. По словам министра обороны Украины Степана Полторака, к концу текущего года из-за низких зарплат из армии намерены уволиться 18 тысяч военных. А полковник британской армии в отставке и военный эксперт Глен Грант отметил, что вместо военной реформы в армии Украины царит беспорядок.
«В украинской армии солдат-срочников используют как бесплатных подсобных рабочих… При этом молодых, необстрелянных и необученных уговорами, шантажом, а то и угрозами заставляют подписывать контракт и уже в качестве контрактников отправляют на Донбасс, в зону боевых действий в качестве пушечного мяса. Понятное дело, что молодые люди не хотят идти в армию», — заявил в комментарии изданию Украина.ру полковник ВСУ Сергей Волынецкий.