Вечером 15 октября завершился Синод Русской православной церкви, который принял резонансное, но в то же время ожидаемое решение: Москва разрывает евхаристическое общение с Фанаром (исторический район Стамбула, в котором находится резиденция Константинопольского патриарха. — Ред.). Разрыв евхаристического общения — это практически максимальная степень конфликта между церквями, еще большей эскалацией является только обвинения в ереси и наложение анафемы.
Причиной этому послужило решение Фанара об утверждении процесса предоставления автокефалии Украине, возвращении в общение с церковью украинских раскольников и восстановление Киевской митрополии Константинопольского патриархата. Принятие этого решения вызвало цепную реакцию разрыва отношений и в будущем может вызвать раскол православия: часть церквей поддержит Фанар, а часть — Москву. Из 15 поместных церквей часть уже выразили свою позицию относительно раскола, и теперь можно ожидать лишь подтверждения того, кто какую сторону займет.
У происходящего есть и внутренняя подоплека, причины и игроки, остающиеся на фоне этих событий в тени. «Украина.Ру» продолжает исследование тех сил, которые участвовали в организации этого церковно-политического раскола.
Майкл Помпео и теракт 11 сентября 2001 года
Назначенный в апреле госсекретарем США Майкл Помпео заявил Конгрессу:
«Россия продолжает действовать агрессивно, в чем ей способствуют многие годы мягкой политики в отношении этой агрессии. С этим теперь покончено. Список действий нашей администрации, направленных на то, чтобы повысить цену (конфликта. — Ред.) для Владимира Путина, обширен».
Безусловно, одним из направлений главного удара должна была стать самая многочисленная и влиятельная в православии Русская православная церковь Московского патриархата (УПЦ МП).
Эти слова оказались не пустым звуком. Именно экс-глава ЦРУ оказался активным участником создания условий для православного раскола, использовав слабости американского архиепископа Константинопольского патриархата Димитриоса (Тракателлиса).
Эта история началась еще в 2001 году. Тогда, во время теракта 11 сентября, когда в Нью-Йорке было разрушено здание Всемирного торгового центра, пострадало еще одно, находившееся поблизости — греческая церковь Николая Чудотворца, построенная греческими моряками в конце Первой мировой войны. Оказались утерянными частицы мощей Николая Мирликийского, Екатерины Александрийской и Саввы Сербского, которые были подарены когда-то Американской архиепископии российским императором Николаем II.
После длительных тяжб с администрацией порта, на территории которого находилась разрушенная церковь, в 2011 году Американской архиепископией была начата кампания по сбору средств для восстановления разрушенного храма. Был презентован проект известного испанского дизайнера Сантьяго Калатравы. Строительство церкви финансировали и из бюджетов штатов Нью-Йорк и Нью-Джерси.
Однако в процессе строительства стоимость церкви выросла с 20 до 80 млн долларов. Деньги, полученные от спонсоров и благотворителей в размере 37 млн долларов, закончились. Начались разбирательства, был заказан аудит у крупной бухгалтерской фирмы.
Статус, который обязывает, но не кормит
Эта ситуация стала причиной публичного конфликта между Фанаром и американским архиепископом Димитриосом (Тракателлисом): подозрения в хищениях в процессе строительства били по репутации Церкви. В Константинопольском патриархате зазвучали призывы к отставке 90-летнего епископа-старца. Несмотря на то что сам Варфоломей вроде бы поддерживал отставку, но с решением не спешил.
Американская архиепископия — это проблемный анклав Фанара. Так как количество прихожан в Турции ничтожно, то и источников финансирования нет. Турецкие власти относятся к Варфоломею весьма негативно, особенно после неудавшегося переворота 2016 года, когда Варфоломей, по слухам, поддержал Гюлена. Соседняя же Греция — весьма бедное государство, которое не может финансировать патриархат с претензиями на Вселенский статус.
Получается, что единственный источник финансирования — это Американская архиепископия, включающая 540 приходов и около 800 священников. Но и в ней не все в порядке. Уже давно американские греки недовольны тем, что спонсируют патриарха, находящегося за океаном, в Турции, с которой сейчас у США весьма натянутые отношения. В Америке требуют либо независимости, то есть автокефалии, для американских приходов, либо переезда патриарха в США.
Один из основных спонсоров американского православия бизнесмен Эфастиос Валиотис заявил по этому поводу следующее: «Нам надо разорвать отношения с Вселенским патриархатом или перенести его резиденцию в Америку. Там ему будет проще выполнять свою главную экуменическую миссию, а нам будет проще его содержать. Тут больше возможности раскрыть его потенциал как центра Вселенской церкви и больше шансов сохранить греческое православие за рубежом».
Получается, что, с одной стороны, Фанар зависим от американских приходов, а с другой — вынужден гасить сепаратистские настроения в них.
Но из этого следует и другой, для нас более важный, вывод. Хрупкая связь между Стамбулом и Вашингтоном может быть легко разрушена, и тогда Фанар останется без средств к существованию. Этой щекотливой ситуацией не мог не воспользоваться заинтересованный в давлении на Россию Государственный департамент США.
В июле 2018 года госсекретарь Майк Помпео встретился с архиепископом Димитриосом (Тракателлисом) и заявил о том, что ему известно о хищениях денежных средств в процессе строительства храма в размере 10 млн долларов. Эти деньги, по информации Помпео, были выведены из США на Фанар. В обмен на то, что Помпео «закроет глаза» на воровство денег, Фанару было предложено форсировать процесс дарования автокефалии Украине, что усилит давление на Россию и загонит Кремль в вилку: он будет вынужден реагировать на гонения на православную церковь и окажется втянутым в очередной, на этот раз религиозный, конфликт. Либо не будет реагировать и тем самым покажет свою слабость.
После этого Варфоломей, опасаясь потерять влияние на американские приходы, ускорил процесс дарования автокефалии и отправил двух экзархов на Украину. А затем появилось и скандальное решение Синода Константинопольского патриархата, способствующего расколу православия и прежде всего самой влиятельной Русской православной церкви. Зато Синод фактически предоставил украинским раскольникам право создавать Украинскую поместную церковь.
Нарушение канонов, несоблюдение традиций — все это, если вчитаться в это решение, вызывает ощущение какой-то недоработанности, «сыроватости» документа, как будто он озвучивает чьи-то чужие требования. По-видимому, перед Варфоломеем стояла тяжелая задача: и требования госдепа удовлетворить, и соблюсти видимость законности и каноничности. А получилось только то, что соблюдены интересы США.
Хотя не только. Вопрос с отставкой американского архиепископа Димитриоса (Тракателлиса), подозреваемого в хищении средств, собранных для строительства церкви в Нью-Йорке, был в очередной раз отложен Варфоломеем.
Сексуальный подтекст
Многие православные священники, служащие и проживающие на Западе, в Европе или США, постепенно пропитываются духом толерантности и терпимости к грехам, которые в православной церкви, к какому бы патриархату она ни относилась, считаются смертными.
Например, один из присланных Фанаром в Украину экзархов, епископ Даниил, в интервью чикагскому изданию в 2013 году на вопрос об отношении к гомосексуализму ответил так: «Я рассматриваю гомосексуализм как способ жизни, люди делают тот или иной выбор — жить этим способом жизни». Получается, Константинопольская патриархия снисходительна к легализации содомских грехов.
И в этом аспекте Русская православная церковь, которая осталась непоколебима в оценке содомии, на Западе считается отсталой, непрогрессивной и даже экстремистской, поскольку нарушает права сексуальных меньшинств.
Например, один из авторов The New York Times Кэтрин Стюарт так отозвалась об РПЦ: «Политика против ЛГБТ является эффективным инструментом мобилизации религиозных националистов повсюду, что, в свою очередь, является отличным способом дестабилизации западного альянса и продвижения геополитических интересов России».
Разрушение единства РПЦ и УПЦ расценивается на Западе как способ освобождения верующих от диктата гомофобской и ретроградной церкви. Призывы к дарованию автокефалии Украине звучат прежде всего из уст сторонников «прогрессивных взглядов» или, как они называют, «православного диалога», таких как «Православный центр христианских исследований» университета Фордхэма.
Это же подтверждает и политолог и адвокат из Вашингтона Джим Джатрас: «Сторонники (толерантности и легализации геев в Церкви. — Ред.) знают, что они не могут продвигать свои цели, если соборная и традиционная структура православия остается нетронутой. Таким образом, они приветствуют усилия Константинополя по централизации власти, бросая Церковь в раздоры, особенно Русскую церковь, которая порицается в некоторых западных кругах именно потому, что это мировой светоч традиционных христианских моральных ценностей».
Западному православию вообще свойственно крайне терпимое отношение к чему угодно. Например, для многих западных верующих разделения на каноническую или неканоническую церковь несущественно. Уже процитированный посланник Фанара на Украине епископ Даниил так прокомментировал намерение раскольника Филарета открыть церкви в США: «Для чего открывать еще другие общины? Это людей уже разделяет. Смотрите, в Чикаго есть наша кафедра князя Владимира, в Palos Park община есть, в Hammond в штате Индиана и так далее. Но возникла община Софии — маленькая община, но уже Киевского патриархата…»
Поэтому вполне возможно, что кроме принятия в свои ряды раскольников новая украинская «поместная церковь», созданная при участии Фанара и его американских священников, в скором будущем будет отстаивать права сексуальных меньшинств и бороться за право женщин быть священниками. То есть пойдет традиционным для Запада путем.