«История показывает, что еще никогда во взаимоотношениях между Константинополем, Киевом или Москвой не пересматривались решения, которые принималась в Киеве или Москве. Включая и те случаи, когда церковь вынуждена была провозгласить анафему. По крайней мере, до сегодняшнего дня все поместные церкви, в том числе и Константинополь, признают отлучение от церкви бывшего митрополита Киевского Филарета», — сказал священнослужитель.
Он подчеркнул, что Филарет сможет возглавить единую поместную церковь (ЕПЦ) только в случае снятия с него анафемы, но сделать это может только РПЦ, поскольку именно она ее и наложила.
«Этот процесс очень правильно был инициирован самим Филаретом в прошлом году, когда он направил письмо в Москву Архиерейскому собору и Патриарху Кириллу, где попросил прощения за свои грехи. Но потом он начал отказываться от этого письма, начал говорить, что инициатором этого письма был не он, а Москва… Хотя, насколько нам известно, все было наоборот», — отметил Антоний.
«Филарета предали анафеме за то, что он разделил церковь, создал раскол. К тому же, были вопросы и по поводу его личной жизни… Очень жалко, когда кто-то из нас, носящих рясу, видит себя политиком. Это трагедия самого человека — когда он заменяет молитву политическими лозунгами. А если это епископ, это трагедия не только его, а и всех верующих людей, которые привыкли видеть в нем авторитет, за которым можно следовать. И об этой трагедии нужно заявлять публично», — считает митрополит.
Украинская православная церковь Киевского патриархата в настоящее время не признана ни одной из канонических православных церквей. Предстоятелем УПЦ КП является бывший епископ Русской Православной церкви Филарет (Михаил Денисенко), лишенный сана в 1992 году: он был отлучен от церкви и предан анафеме за раскольническую деятельность.
В связи с этим, Синод Русской православной церкви принял решение приостановить поминовение патриарха Константинопольского за богослужением Русской православной церкви, а также сослужение с иерархами Константинопольского патриархата. Это не означает полного разрыва отношений между церквями, а прихожане по-прежнему могут причащаться в храмах Константинопольского патриархата.