Медведчук: Закон, подрывающий устои образования и государства - 28.11.2023 Украина.ру
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Медведчук: Закон, подрывающий устои образования и государства

Читать в
ДзенTelegram
Лидер общественного движения «Украинский выбор-право народа» Виктор Медведчук объяснил, чем украинизация образования опасна для страны

На сегодняшний день на Украине обучение осуществляется на шести языках. Так, по данным отдела содержания образования, языковой политики и образования национальных меньшинств департамента общего среднего и дошкольного образования Министерства образования и науки, с украинским языком обучения в стране функционируют 15 020 школ (95,3% от общего числа), с русским — 581 (3,7%), с румынским — 75, с венгерским — 71, с молдавским — 3, и с польским — 5 учебных заведений. При этом украинский язык как государственный изучается во всех школах.

По состоянию на май 2017 года больше всего русскоязычных школ находилось в южных и восточных областях: в Донецкой — 40,5%, Луганской — 34,9%, Одесской — 30,6%, Харьковской — 27,1% и Запорожской — 24,6%. В Киеве на каждые 32 украиноязычные школы приходится только одна русскоязычная (2,9%). Но в частных школах, где сформирован заказ родителей, на русском языке детей учат в 41,1% заведений.

Такова статистика, которая хоть в какой-то степени отражает реалии жизни. На самом деле число родителей, которые хотели бы обучать своих детей, например, на русском языке, значительно больше. Но у родителей мало возможностей влиять на выбор языка обучения, к тому же сказывается тенденция продолжающейся украинизации в стране, а ведь детям потом надо будет найти работу в родном государстве.

О том, что количество школ с украинским языком обучения (95,3%) не соответствует национальному составу государства, говорит как зарубежная, так и официальная украинская социология. Авторитетный американский институт общественного мнения, основанный Джорджем Гэллапом еще в 1935 году, провел на Украине в 2006-2007 годах исследования, согласно которым подавляющее большинство населения относит себя к русскоязычным. Когда участникам опроса предложили для заполнения на выбор два варианта анкет (на украинском и на русском языках), 83% выбрали русский вариант. И что бы человек ни написал в графе национальность, исследование показало, что он говорит и думает на русском языке.

Официальная же статистика по результатам переписи населения в 2001 году показала, что русский язык считают для себя родным 29,6% граждан Украины. При этом русскоязычных школ, как было отмечено выше, всего 3,7%.

Государственным языком на Украине является украинский, его должны изучать все юные граждане страны. Изучение же родного языка, языка своих предков является не только желательным, но и крайне необходимым. Во-первых, знание нескольких языков способствует более гармоничному развитию человека. В советских школах на Украине изучались оба языка, а в дальнейшем каждый человек выбирал для общения язык в зависимости от того, к какой культуре он себя причислял, носителем какого культурного кода себя чувствовал. Человек выбирал сам! А государство обеспечивало право обучения на родном языке и, естественно, заботилось о решении задачи межнационального общения, избрав для этого наиболее распространенный русский язык, к тому же являющийся одним из шести официальных языков ООН. Во-вторых, специалисты давно доказали, что отрыв ребенка от корней своего рода, от языка, на котором говорили его деды и прадеды, пагубно сказывается на его психическом развитии.

Что же мы имеем теперь, после принятия Радой новой версии закона «Об образовании»?

С 2018 учебного года в начальной школе еще временно останутся классы с преподаванием предметов на языках национальных меньшинств, но с 5-го класса дети будут обучаться только на украинском. Еще через два года все образование на Украине будет исключительно на украинском языке. С этой целью с 2018 года полностью прекратится издание учебников на русском языке.

Небольшие поблажки законом предусмотрены лишь для представителей «коренных народов» (им позволят иметь отдельные классы), а также для английского языка и языков Евросоюза, на которых можно будет преподавать в школах «один или несколько предметов». При этом понятие «коренные народы» нигде четко не прописывается. Сами же авторы проекта относят к «коренным народам» крымских татар, крымчаков, караимов и гагаузов. Никаких русских, не говоря уже о венгерских или польских школах. Насильственная тотальная украинизация страны вступила в новую фазу.

И что же тогда делать с Конституцией Украины, 10-я статья которой гласит, что в государстве «гарантируется свободное развитие, использование и защита русского, других языков национальных меньшинств Украины»? Это ярчайший пример замены силы права на право силы. Государство, в котором так называемые государственные деятели позволяют себе бесцеремонно нарушать Основной Закон в угоду своим политическим амбициям, становится призрачным и недейственным государством. А это крайне опасная ситуация.

Совершенно очевидно, что статья 7 принятого закона «Об образовании» противоречит:

 

  • Декларации прав национальностей Украины (1991);
  • статье 10 Конституции Украины и решению Конституционного суда относительно толкования этой статьи, принятому 14.12.1999 (№ 10-рп/99);
  • Закону Украины «О ратификации Европейской хартии региональных языков или языков меньшинств»;
  • Закону «О национальных меньшинствах Украины»;
  • Рамочной конвенции о защите национальных меньшинств (ратифицирована Украиной в 1997 году);
  • многочисленным рекомендациям ПАСЕ по вопросам языковой политики, например: «Доступ меньшинств к высшему образованию» (1998), «Место родного языка в школьном образовании» (2006) и т. д., Гаагским рекомендациям о правах национальных меньшинств на образование (1996) и другим международным правовым документам.

Принятие такого закона об образовании стало резонансным событием. Несколько стран уже резко отреагировали на новый документ, и это может негативно повлиять на дальнейшие, и без того непростые, отношения Украины с соседними государствами.

Венгрия осудила новый украинский закон об образовании на следующий день после принятия документа. Глава МИД Венгрии Петер Сийярто назвал неприемлемым украинский закон об образовании, запрещающий национальным меньшинствам обучаться на родном языке в старших классах. Сийярто отметил, что украинские власти движутся в противоположном от Европы направлении и подобный закон неприемлем, принимая во внимание намерение Украины сблизиться с ЕС.

«Украина вонзила Венгрии нож в спину, внеся изменения в закон об образовании, который сильно нарушает права венгерского меньшинства… Позорно, что страна, стремящаяся развивать все более тесные отношения с Европейским союзом, приняла решение, которое находится в полной оппозиции к европейским ценностям», — говорится в заявлении МИД Венгрии.

Государственный секретарь правительства Венгрии по вопросам национальной политики Янош Арпад Потапи заявил: «Это беспрецедентное ограничение прав 150 тыс. этнических венгров, это полностью противоречит Конституции».

Вслед за Венгрией с критикой языковых положений принятого закона «Об образовании» выступило Министерство иностранных дел Польши, заявившее, что будет следить за применением положений нового украинского закона, которые регулируют обучение на языках национальных меньшинств. «МИД… примет все необходимые меры для обеспечения того, чтобы поляки на Украине имели доступ к обучению на польском языке. Мы убеждены в том, что украинская сторона будет соблюдать обязательство консультироваться с нами относительно регулирования использования языков меньшинств», — заявили в министерстве.

Обеспокоено также положениями принятого Верховной Радой Украины нового закона об образовании Министерство иностранных дел Румынии. Как говорится в заявлении ведомства, в соответствии с положениями Рамочной конвенции Совета Европы о защите национальных меньшинств государства обязуются признать право любого лица, принадлежащего к национальному меньшинству, учиться на своем родном языке. Кроме того, премьер-министр Румынии Михай Тудосе предложил МИД страны вмешаться в «особую ситуацию» на Украине.

«Прошу вас вмешаться в особую ситуацию на Украине, — сказал он. — Это действительно особая ситуация. У нас целая национальная проблема только с одной школой, а там у нас закрыли все школы».

Еще не высказалась по поводу этой ситуации российская сторона. А ведь реформа пройдет асфальтовым катком по русским, которых, по данным той же переписи 2001 года, на Украине насчитывалось 8,3 млн.

По мнению экспертов, дискриминация по языковому принципу приведет к тотальной безграмотности и обострению противостояния в обществе. Новый закон об образовании запускает необратимый процесс разрушения целостности украинской нации, ибо без русского языка, без полноценного взаимодействия со всеми языками, на которых говорят (и думают) живущие на этой территории люди, обречен и язык украинский. Живое в замкнутой изолированной среде не выживает.

Стараясь «привести к общему знаменателю» все многообразие различных культур Украины, слепить из них одну-единственную «титульную нацию», с этой целью на законодательном уровне лишая детей права обучаться на родном языке, нынешняя так называемая элита пытается изобрести простой, а на самом деле примитивный способ удержаться у власти.

Вместо «сшивания» страны законодатели усиливают ее раскол. Вместо поиска диалога с народом чиновники «отключают» ему свободный микрофон. Вряд ли украинский народ заслуживает такую власть, но точно, что такая власть недостойна своего народа.

Виктор Медведчук
Оригинал публикации

 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала