В Донецком противоопухолевом центре проходят курсы химиотерапии не только больные из ДНР — там принимают и жителей тех районов Донбасса, которые находятся под контролем Киева. Граждане Украины вынуждены обращаться в донецкую клинику из-за сложной ситуации в здравоохранении: в большинстве сёл нет ни аптек, ни поликлиник, ни больниц. Кроме того, практически во всех медицинских учреждениях лечение платное. Каждый второй пациент в стране не в состоянии оплатить стоимость необходимых ему дорогостоящих препаратов. Министерство здравоохранения Украины намерено до конца лета принять реформу. Решит ли эта мера глобальные проблемы отрасли — в материале киевского корреспондента RT.
На лечение — в ДНР
Болеть на Украине сегодня — слишком дорогое удовольствие. Пациенты онкологического центра в Донецке признаются RT, что приехали в больницу с подконтрольной Киеву территории Донецкой области. В рамках гуманитарной программы по воссоединению народа Донбасса жители любого уголка региона могут пройти в Донецке курсы химиотерапии.
Пациенты просили не показывать их лица и не называть имён. Жители Украины рассказывают, что в родных городах и сёлах их негде и некому лечить. На расстоянии 50 км нет ни одной больницы, а всё медицинские услуги в крупных городах платные.
Цена здоровья
Медицина на Украине уже давно перестала быть бесплатной, а большая часть населения прекрасно осведомлена о стоимости медицинских препаратов или консультации врача. Поход к специалисту стоит в среднем 200-500 грн ($7,5-20) в зависимости от его квалификации, а каждый день пребывания в больнице может доходить (без учёта стоимости лекарств) до 1 тыс. грн ($40). Стоимость простой операции — не ниже 5-6 тыс. грн ($190-230), что сопоставимо со средним доходом населения в месяц. Именно поэтому в поликлиниках и государственных учреждениях нет дефицита кадров, несмотря на невысокую заработную плату — официальный доход врачей высшей категории составляет 3-3,5 тыс. грн ($115-135) в месяц.
Лекарства пациенты также должны покупать самостоятельно. Среднестатистическому больному необходимо тратить на препараты не менее 300-500 грн ($11,5-20), а пребывание в реанимации обойдется в 1,5-2 тыс. грн в сутки ($58-77). Врачи нередко сталкиваются с ситуацией, когда пациент не в состоянии приобрести нужные медикаменты и просит указать только самые необходимые из длинного списка.
Результаты исследования благотворительного фонда в рамках проекта USAID «(Бес)платная медицина» свидетельствуют о том, что каждый второй украинец отказывается от лечения или откладывает его из-за нехватки средств. Тогда как объём теневого медицинского рынка, по подсчётам экспертов, составляет не менее $10-20 млрд.
Ежегодно Украина выделяет на медицину не менее 4% ВВП страны. Куда идут эти деньги? В министерстве здравоохранения на этот вопрос отвечают туманно.
«Большинство лекарств, больше 90%, закупаются гражданами самостоятельно, они сами оплачивают эти лекарства. Есть финансирование и на уровне государства, и на уровне городов, областей. И одна большая проблема — значительную часть тех лекарств составляют второстепенные лекарства. Это не те лекарства, которыми нужно лечить. Мы не делаем правильный выбор, когда даем финансирование на лекарства», — заявила на заседании правительства и.о. министра здравоохранения Ульяна Супрун.
Руководитель крупной фармацевтической компании рассказал RT, что медицинская отрасль — одна из наиболее коррумпированных в стране. Чиновники зарабатывают на тендерах, а главврачи и весь персонал — на перепродаже пациентам поступивших им «бесплатных препаратов».
«Власти не закупают полный спектр нужных препаратов и не проводят работу с населением. На Украине огромное количество детей, родители которых отказались делать им прививки, полагая, что они убивают людей. В стране нет сыворотки от ботулизма и спасти удается только тех, чьи родственники покупают её самостоятельно за границей. Это просто дикость! Куда смотрит министерство здравоохранения?» — возмущён собеседник RT. Высокие цены на лекарства раскритиковал даже премьер-министр Владимир Гройсман, по словам которого, один и тот же препарат в Украине стоит 150 грн ($6), тогда как в Польше — в три раза дешевле.
При этом, декларации о доходах главврачей за прошлый год, мягко говоря, удивляют. Так, у главного врача Киевского роддома №3 (расположен в спальном районе города) Назария Гычки оказалось сразу три автомобиля: Toyota Camry, Skoda и Lexus RX 350. На Lexus GX 460 ездит и главный врач Хмельницкой поликлиники №1 Борис Цвигун.
Реформа со скрипом
Министерство здравоохранения обещает исправить ситуацию. Предполагается, что бесплатной станет экстренная медицина (услуги скорой помощи и госпитализация), а также первая помощь пациентам (посещение семейного врача и других специалистов, перечень которых еще не определён). Для врачей пропишут стандарты качества работы, в которых будет указан спектр диагностических процедур и анализов, которые относятся к сфере первичной помощи, гарантированной государством.
Всё остальное — за собственные деньги или средства страховой компании. Например, экстренные роды станут бесплатными, а вот за плановые придется частично заплатить. Каждый врач подпишет контракт с Национальной службой здоровья Украины, а оплачивать его услуги будут, исходя из количества пациентов, которые к нему обратились. При этом, пациент может обратиться за помощью не только в государственную, но и частную клинику. Но идея Ульяны Супрун не понравилась депутатам, поэтому законопроект о медицинской реформе пришлось несколько раз ставить на голосование. В итоге, его поддержало 227 депутатов при минимально необходимых 226.
«Почему европейские стандарты до сих пор не признаны МОЗ? Если у человека инфаркт миокарда, то в этих стандартах будет прописано поминутно, что должно быть сделано, какой препарат, в какой концентрации и при какой форме заболевания. Мало того, еще и маршрутизация пациента: куда этот пациент должен быть привезён и что ему должно быть сделано. Вот это европейские стандарты», —заявила глава Комитета Рады по вопросам здравоохранения Ольга Богомолец.
По её словам, денег на то, чтобы обеспечить людей лечением, не хватает, и поэтому люди доплачивают из собственного кармана. Отдельный вопрос касается защиты детей до трёх лет и психически больных пациентов — Министерство здравоохранения не указывает, кто будет платить за их лечение.
Врачи государственных клиник опасаются, что за гарантированной и бесплатной помощью пациенты будут обращаться исключительно в частные клиники. Министерство здравоохранения уже заявило, что готово компенсировать им услуги по обслуживанию пациентов. В итоге, в небольших городах и селах начнут закрываться государственные клиники и больницы и, как следствие, та часть населения, у которой нет достаточных средств для поездок в другие населённые пункты, останется без медицинской помощи, а врачи и медперсонал — без работы.
Антонина Михайленко
Оригинал публикации