Лунные пейзажи Кривого Рога и прибыль «Метинвеста»
Металлургический холдинг Рината Ахметова «Метинвест» по итогам 2016 года показал чистую прибыль $118 млн. Сумма не кажется внушительной, если не учитывать, что в прошлом году холдинг был в минусе на миллиард долларов. А значит, имеем не просто рост, а колоссальный рост по ключевому показателю.
Но как так? Весь 2016 год обстреливали Авдеевку, коксовые батареи работали с перебоями, железка повышала тарифы, вечные проблемы с вагонами, а значит — и с поставкой угля из неподконтрольного Донбасса. Да, еще не было блокады и национализации предприятий холдинга в ДНР и ЛНР, но проблем точно меньше не стало.
Главное объяснение неожиданной прибыльности — повышение цен на руду. Всего за год они выросли почти на 85%. Второй по значимости фактор — девальвация гривны. После сокрушительного падения в 2014-2015 годах, гривна потеряла в стоимости еще 7% в прошлом году. В 2017-м, прогнозируют эксперты, нацвалюта просядет еще сильнее.
Девальвация сыграла для «Метинвеста» ту же роль, что рост тарифов для «Нафтогаза», который также показал сумасшедшую по меркам стагнирующего ВВП прибыль почти в миллиард долларов. Ни девальвация, ни рост тарифов — вовсе не достижение для обеих монополий — и частной, и государственной. Я бы назвал это постыдным ростом — здесь не чем гордиться.
А вот чем можно, так это реструктуризацией долговых обязательств, снижением себестоимости продукции на «Запорожстали». Здесь сыграл профессионализм менеджмента холдинга и директоров заводов. Та же «Запорожсталь» выжимает из своих мартенов максимум, реконструирует домны, повышает эффективность бизнес процессов.
Но почему все же прибыль холдинга внушает, скорее, не оптимизм, а пессимизм? В современном мире, металлургические компании выживают и растут за счет двух факторов — снижения себестоимости и повышения переделов, иными словами — за счет инноваций. С первым украинские заводы худо-бедно справляются, хотя больших прорывов нет — на той же «Запорожстали» все еще стоят допотопные мартены. А вот с переделами все худо. Холдинг переключается на продажу сырья, а не конечного продукта. Сталь играет все меньше и меньше роли, инвестиции в новые прокатные станы и конвертеры — все менее приоритетны. И чем дальше, тем ситуация будет ухудшаться.
Основной источник прибыли — это карьеры Северного, Центрального и Ингулецкого ГОКов, города лунных пейзажей вроде Кривого Рога. Украинская металлургия превращается в сырьевой придаток с низкими расходами на человеческий труд. Страна заводов превращается в страну карьеров, а сталевар Саша Савченко из «Весны на Заречной улице» — уже не мечта школьной учительницы, ей маркшейдера подавай.