Как рассказал нашему изданию сам Руслан Коцаба, в прошлое воскресенье он, выполняя редакционное задание «17 канала», снимал репортаж о фестивале патриотической песни. Съемки проходили около летней эстрады в Мариинском парке (в 300-х метрах от Верховной Рады и Мариинского дворца, парадной резиденции украинского президента).
«В тот момент, когда я брал на камеру интервью у Василия Ильчишина, сотника «Черных запорожцев», которые в свое время были на Евромайдане, к нам подошли двое молодчиков-неонацистов. Один попытался меня заблокировать, обхватив за шею, а второй обратился к моему собеседнику и стал его укорять, мол, зачем ты даешь интервью этому сепаратисту, его СБУ арестовало и вообще он осужден за измену Украине. Это само СБУ такие слухи обо мне распространяет, хотя по суду, как вы помните, я оправдан. У меня попытались отобрать видеокамеру», — рассказал нам подробности нападения Коцаба.
«В это время много неонацистов сидело вокруг нас на лавочках. Это именно неонацисты, даже не украинские националисты. Они не носят вышиванки. У них на одежде видна разного рода нацистская атрибутика: немецкие орлы, готические и славянские символы типа коловрата и так далее. У некоторых были нашивки «Азова». Был там и нынешний руководитель «Правого сектора» — Андрей Тарасенко», — вспоминает журналист.
В итоге Коцабу спасло лишь вмешательство прохожих. «Вступился за меня только проходивший мимо человек. Он моим преследователям стал кричать: что вы делаете, у нас же демократическая страна», — говорит Коцаба.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Руслан Коцаба: На Украине можно говорить правду только в тюремной камере или в интернете
Кассационный суд
В четверг, 1 июня, Коцабу ждут в Высшем специализированном суде по уголовным делам.
«Генпрокуратура подала кассацию на отмену решения предыдущего суда, который признал меня невиновным по всем обвинениям. Они хотят вернуть дело на повторное рассмотрение в суд первой инстанции. Для чего это нужно им сейчас? А для того, чтобы на моем примере запугать журналистское сообщество, чтобы мы поменьше открывали свои рты.
На днях, видимо, будет принято решение о закрытии «17 канала». Его сейчас сильно прессуют, он же для власти «сепарский». Его руководство отказалось меня увольнять, хотя власти давили на него. Поэтому с канала стали увольняться руководители и журналисты. Так уже уволился известный журналист Жан Новосильцев», — констатировал Коцаба.
Что касается самого суда, то, как Руслану рассказала его адвокат Татьяна Монтян, особенность кассационного суда заключается в том, что решение может быть вынесено и без присутствия обвиняемого и его адвоката.
«Даже несмотря на то, что на суде может быть принято решение о моем повторном аресте, я принял решение: на суд всё-таки прийти. Несмотря на то, что Татьяна Монтян сейчас после операции, ей даже швы не сняли, постарается прийти и она», — рассказал Коцаба.
Напомним, что Руслана Коцаба был военкором в Донбассе во время активных боевых действий 2014 года. В январе 2015 года в интернете опубликовал видео с призывом бойкотировать четвертую волну мобилизации. За это был арестован и больше года провел в заключении. Сначала суд дал ему 3,5 года за препятствование действиям украинской армии, но затем апелляционный суд под давлением украинской и международной общественности отменил это решение, признав в июле 2016 года Коцабу невиновным.