Президент Порошенко, хранящий гордое молчание после скандальных разоблачений Онищенко, подписал указ об укреплении национального единства. Обычный бюрократический документ, призывающий нацию сплотиться на базе традиционных украинских ценностей, а правительство в трехмесячный срок разработать подробный план мероприятий укрепления этого самого единства: по срокам и по областям. Теперь за единство можно больше не волноваться.
Оставим в стороне практику Президента постоянно давать указания правительству — это грубое нарушение Конституции, но у нас на такие мелочи уже давно никто не обращает внимание — страна ведь правовая! Поговорим о единой нации и единых традиционных украинских ценностях.
Ничего из этого в Украине пока, увы, не сложилось, и страна удерживается в сокращенных границах (без Крыма и ЛДНР) благодаря действию административного ресурса и системе централизованного распределения ресурсов из центра, как было в СССР. Таким же ненадежным образом, кстати, обеспечивается территориальное единство в России, Беларуси и Казахстане.
Нынешнее катастрофическое положение, в котором оказалась Украина, является следствием двух ложных мифов, которые усиленно культивировались в течении всего периода внезапно обретенной независимости.
1 миф
Первый миф связан с ложной идеей о том, что все жители Украины в нынешних границах являлись изначально некими едиными этническими украинцами, которые когда то были едиными народом, потом как то и кем то были разделдены и затем столетиями тянулись друг к другу.
Прямолинейные попытки создать единую нацию на базе этого искусственного мифа в конце концов привели к уходу Крыма и гражданской войне в Донбассе.
Миф уже не выдерживал критики в последние годы и окончательный крест на нем поставил Джо Байден во время своего выступления в ВР.
2 миф
Второй миф вытекает из первого, и построен на ложной идее о том, что некий единый украинский народ когда-то был частью единой европейской западной христианской культуры. Затем в середине 17-го века он был вероломно колонизирован и с тех пор лелеял мечту о возвращении в свою Альма матер. Как следствие, нынешний ЕС якобы всегда жаждал принять родственный украинский этнос в свои объятия.
Этот миф также окончательно потерпел крушение, когда нам ясно дали понять, что Европейский Союз закончил программу своего расширения. Более того, ЕС даже безвизовый режим до сих пор не предоставил, что красноречивее всего показывает за европейцев какого сорта нас держат. Винить ЕС за это рука не поднимается — мы, действительно, не являемся носителями тех европейских ценностей, которые объединили Европу.
Построенная на ложных искусственных мифах, довольно неприхотливая идеологическая конструкция оказалась хрупкой и нежизнеспособной.
Как следствие, Украина запуталась в своей внешней политике, наделала столько ошибок, которые были почти несовместимы с жизнью, не выдержала ударов судьбы и экономически окончательно обанкротилась. Из 15.4 млрд долл. ЗВР собственно Украине не принадлежит ни одного доллара.
Ситуация в своей парадоксальной безнадежности в каком-то роде уникальна и дефолт в 2018 г. практически уже неизбежен. Как результат, страна потеряла суверенитет и на повестке дня маячит вопрос о потере государственности.
И это все — следствие попыток построения унитарного государства в этнически неоднородной стране на базе двух исторических мифов.
Президентскими указами национальное единство не укрепить, скорее наоборот. Угроза дальнейшего распада Украины не миновала, она лишь на время спряталась, и появление этого указа лишь подтверждает этот вывод.
Нужен решительный отказ от вышеуказанной мифологии и воссоздание государственности на принципиально новой основе. Той основе, которая учитывает различия между востоком и западом Украины и реально гарантирует им их гуманитарные права.