Этот год отмечен интенсивностью обменов визитами между украинскими и польскими властями. Так, Порошенко, посетив Польшу полгода назад, почтил память жертв Волынской резни. А польский президент Анджей Дуда был единственным европейским лидером, посетившим Украину во время празднования Дня независимости. Недавно с визитом в Варшаве побывал украинский премьер-министр Владимир Гройсман.
— Интенсификацию украинско-польских отношений всегда приветствовал и приветствует Вашингтон. Именно он стоит в таких контактах за спинами и поляков, и украинцев. Прежде всего, американцы и поляки заинтересованы в создании Балто-Черноморской дуги. Главными действующими странами в этом геополитическом проекте, по замыслу американцев, должны быть Польша и Украина. Однако этот проект еще достаточно сырой. Во-первых, не понятно как в этот союз включить Белоруссию. Во-вторых, есть слабое звено — Прибалтика, которая никакого веса и серьезного значения не имеет.
К тому же рано или поздно в этом проекте начнется соперничество между Украиной и Польшей из-за того, кто в нем главный.
- Что изменится для Польши и Украины и их отношений с приходом Дональда Трампа в Белый дом?
— Прежде всего, изменится количество денег, которые будут получать от американцев, как Украина, так и Польша. Ведь кто такой Трамп? Это классический кризис-менеджер, который привык считать каждый цент, и который бы хотел направить американские деньги на решение внутриамериканских проблем.
Поэтому денежный поток для поляков и украинцев будет сужен. А это, например, для украинской власти будет означать снижение доходов. Поэтому, чтобы продолжать и дальше получать американские деньги, и Польше, и Украине нужно будет повышать градус напряжения в отношениях с Россией. Они снова будут позиционировать себя защитниками Европы от кремлевско-путинских орд. Просто американцы, если и дадут деньги, то только под военные программы.
Кстати, насчет Польши и Европы. Сейчас социологические исследования показывают, что около 30% поляков проголосовали бы за выход из Евросоюза, если бы по этому поводу состоялся референдум, как в Британии.
- Что нужно вообще Польше от Украины?
— Помимо создания Балто-Черноморской дуги, естественно, финансовые и экономические выгоды.
Может стать и вопрос реституций по поводу собственности польских граждан в Галичине и на Волыни. Однако надо понимать, что психологически поляки — от крупных правительственных чиновников до рядовых граждан — привыкли видеть в украинцах не равноправных партнеров, а клиентов и младших партнеров. Они только себя видят ведущими в таких отношениях еще со времен Речи Посполитой, когда Украина была для них колонией.
- С одной стороны вроде как Польша и Украина стремятся быть союзниками и партнерами в дружбе против России, а с другой — исторические темы вроде УПА, Бандеры и Волынской резни их сильно разъединяют. Что, в конце концов, возьмет верх — партнерство или растущие противоречия?
— Вы понимаете, отношения между Польшей и Украиной напоминают, условно говоря, отношения между старым потертым ухажером и истеричной бабой. Первый хочет от второй ласк, а вторая от первого — денег и вообще характер показать. Вот они постоянно и ссорятся на исторической теме.
И вот такие отношения между ними будут продолжаться, пока все эти раздражающие исторические вопросы не уйдут из их отношений.
Но уйдут ли они? Не думаю. Вот сейчас в Харькове появилась «научная» книга об этно-социальном аспекте Волынской резни. Книга эта подается именно как научная. Мол, в ее написании принимали участие этнографы, историки и социологи. Но тот, кто ее почитает, то увидит, что красной линией в этой книге проходит следующий месседж: мало мы вас, гадов, резали.
- А поляк Дональд Туск, который сейчас в Брюсселе занимает пост председателя Европейского совета, чем может помочь Украине? Он хороший лоббист Украины?
— Дональд Туск, прежде всего, хороший лоббист Польши, а не Украины. Он в польско-украинских отношениях печется именно о польском интересе. Любой поляк, живущий, как в Польше, так и в Брюсселе, Америке, Канаде и в других местах, всегда будет относиться к украинцу как к младшему партнеру. Он всегда будет преследовать свой и только свой интерес.
Туск будет адвокатом Украины, но это как с российским адвокатом Марком Фейгиным. Он защищает Надежду Савченко, но при этом решает какие-то свои вопросы за счет своего подзащитного. Варшава будет добиваться от американцев преференций для Украины, но, на самом деле они должны лишь способствовать укреплению собственного польских позиций в регионе.