«Одна из главных проблем образования Украины — как сохранить вузы» - 01.09.2015 Украина.ру
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

«Одна из главных проблем образования Украины — как сохранить вузы»

Читать в
ДзенTelegram
Корреспондент издания « Украина.Ру» Алёна Сергеева поговорила с экс-министром образования и науки Украины Станиславом Николаенко

В новом учебном году на Украине будет больше первоклассников и меньше первокурсников. Недавно принятый закон «О высшем образовании» сократил количество высших учебных заведений с 802 до 317. По словам министра образования и науки Украины Сергея Квита, к концу учебного года ВУЗов станет ещё меньше. Уменьшился и объём госзаказа. Исключение составляют военные специальности, число бюджетных мест на которые увеличили.

Кроме того, с этого года в украинских школах вводится курс по национально-патриотическому воспитанию. «Концепцию национально-патриотического воспитания детей и молодежи» утвердило Министерство образования Украины. Её цель — «восстановление исторической памяти о периодах государственной традиции на Украине». Особое значение в документе отведено знакомству с историей «героической борьбы украинского народа за государственную независимость в течение своего исторического пути». В частности, речь идёт об ОУН, УПА, диссидентском движении, студенческой «Революции на граните», «Оранжевой» революции, «Революции Достоинства» и т.д. Военно-патриотическое воспитание рекомендуют проводить с привлечением участников боевых действий на Востоке страны и членов семей «Небесной сотни».

Об особенностях нового учебного года и проблемах, с которыми сталкивается украинское образование, корреспондент издания «Украина.Ру» Алёна Сергеева поговорила с экс-министром образования и науки Украины Станиславом Николаенко. Сейчас он глава Общественного совета в сфере образования и науки, ректор Национального университета биоресурсов и природопользования.

— Станислав Николаевич, каким будет этот учебный год на Украине, и чем он отличается от предыдущих?

— Прежде всего, хотелось бы, чтобы этот учебный год был мирным. Это то, чего хочется всем. Уже понятно, что год будет непростым. Во многом, из-за демографической ситуации в стране. Количество ребят, поступивших в колледжи и ВУЗы, в сравнении с прошлым годом уменьшилось на 23%. Что же касается университетов, институтов и академий, из 460 тысяч мест на первых курсах поступивших — не более 180 тысяч. Соответственно, освобождаются преподаватели, и одна из главных проблем — как удержать ВУЗы.

— Но ведь помимо демографических проблем существует и проблема военных действий на Востоке Украины. Насколько это осложнило ситуацию?

— Что касается нашего университета, у нас есть студенты и из Донецкой, и из Луганской областей. Правда, их не так много. Раньше к нам поступали и крымчане, у нас даже был филиал в Симферополе. Сейчас представителей данных регионов существенно меньше.

— Насколько меньше?

— Если говорить о Крыме, то процентов на 99. Студентов из Донбасса меньше почти наполовину.

— Из-за сложностей с грядущим отопительным сезоном сейчас рассматривается вариант увеличения зимних каникул для школьников и студентов и, соответственно, пересмотр учебных графиков. Возможно, сократят каникулы в тёплое время года или внедрят 6-дневное обучение. Насколько это целесообразно?

— Вряд ли такие меры принесут ощутимый положительный результат. И это не только моё мнение, я общаюсь с ректорами ведущих украинских ВУЗов. В прошлом году в нашем университете каникулы были с 1 января по 9 февраля. За счёт этого удалось сэкономить на освещении и отоплении около 4 миллионов грн. Однако подобные шаги приводят к снижению качества подготовки студентов и школьников. Кроме того, по моему мнению, прошлый год по степени напряжения в отношениях Украины и Российской Федерации был более сложным. Надеюсь, что если Президент и Правительство мобилизуются, этот год хуже не будет.

— Кстати, об отношениях с Российской Федерацией. Как известно, в этом году обучение на Украине будет проходить в соответствии с «Концепцией национально-патриотического воспитания детей и молодежи», утверждённой Министерством образования. Приведу лишь один пример. «История Украины 1914 — 2014 гг. Материалы к учебнику для общеобразовательных школ».

И на странице 201 мы видим следующую иллюстрацию с подписью«На курорт к нам приползло колорадское ***ло». Интересно было бы узнать Вашу позицию относительно таких картинок в школьных методичках. И где грань между «национально-патриотическим воспитанием» и здравым смыслом, элементарными правилами приличия? Ведь нецензурная лексика в учебниках — это не нормально…

— Как мне кажется, сегодня мы видим перелом в психологии людей, их мировоззренческих принципах. В частности, это происходит и со мной. В отношения Украины с Россией вбит осиновый кол. Ведутся откровенные боевые действия, уничтожается историческую память. Из восьми братьев моего отца четверо погибли во время Второй мировой, во время Великой Отечественной войны. Умалять вклад Украины в эту победу… я думаю, что никто не имеет права это делать.

— Тем не менее, в учебниках во время Великой Отечественной войны вряд ли были нецензурные выражения…

— Что касается данного учебника, по моему мнению, его авторы «дали в штангу». Я говорю образно, по-студенчески. Так бы сказали мои студенты. Действительно, существует элементарная культура и, конечно же, переходить на нецензурные выражения было нельзя.

— Ещё один скандал — теперь уже с учебником по русскому языку для 9 класса, который получили ученики некоторых гимназий Киева. Причиной возмущения родителей стало то, что на первой странице изображён герб Российской Федерации, а внутри — «множество пропагандистских разделов»…

— В учебнике может быть герб любой страны — существующей и не существующей. Главный вопрос в том, с какой целью это сделано. Если с целью прославлять и поклоняться — одно дело. Если же это сделано с целью простого повествования — совсем другое. То есть, нужно смотреть, в каком контексте всё это подаётся. Убеждён, что цензуры быть не должно. Когда я был министром образования, мы работали по такой методике: отправляли учебник на рецензию и 10 экспертов «втёмную», не зная, кто автор, давали ему оценку.

© Алёна Сергеева

Что же касается данного учебника, кто-нибудь должен был подсказать: «люди добрые, на Украине не может быть российских учебников. Равно как и американских. У нас должны быть только украинские учебники. А вот язык обучения может быть и венгерским, и русским, и крымско-татарским и так далее». Это ведь азы. Те, кто утверждает такие учебники и пособия, должны об этом знать.

— А вот мой ребёнок изучает немецкий язык по немецким учебникам. Школа, в которой он учится, имеет тесные связи с Германией, оттуда приходит учебная литература…

— Это не правильно, это нарушение. Если учителя такой учебник используют для обучения (наряду с сетью Интернет, журналами, различными пособиями) — вполне может быть. Но программа и базовый учебник должны быть украинскими.

— Возвращаясь к началу нового учебного года. В чём, по-Вашему мнению, главные проблемы украинского образования, и есть ли преимущества?

— Главная наша сила в большом генетическом потенциале нашего народа — сильного и свободолюбивого. Я вспоминаю 2011 год, Зимняя Универсиада в Турции. Мы туда поехали делегацией в 300 человек. Там шли китайцы, американцы, россияне, англичане, французы… И я тогда, будучи министром, волновался о том, как же мои студенты выступят. А когда начались непосредственно соревнования, я понял, что равных нам нет. Наши дети могут всё.

То же самое было на олимпиадах, когда мы соревновались в программировании, по физике, точным наукам… В этом, безусловно, наша сильная сторона. Другое дело, насколько Правительству удаётся создавать ребятам условия. А самая главная проблема украинского образования — это положение школьного учителя, преподавателя университета, учёного. Они сегодня крайне бедны.

Когда я стал министром образования и науки Украины, средняя зарплата по школе составляла 70 долларов. Мне удалось повысить её до 250 долларов. Но сегодня, после всех этих валютных прыжков, учительская зарплата не превышает 150 долларов. Власть должна решительно идти на повышение заработных плат научно-педагогическим работникам. Это первый вопрос. Второе — у нас крайне отстала материально-техническая база. Необходимо заинтересовать бизнес, чтобы он производил технические средства для обучения. Возможности для этого есть. Взамен можно снижать налоги, создавать льготные условия. И бизнес бы на это пошёл. Но сегодня ничего этого нет. А обучать «на пальцах» очень сложно.

Беседовала Алёна Сергеева

 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала