Афинская фондовая биржа закрыта на неделю. Банки Греции с понедельника тоже закрыты. Введен лимит на снятие наличных в банкоматах в 60 евро в день. Парламент Греции утвердил проведение 5 июля референдума по вопросу о требованиях международных кредиторов к Греции. Кредиторы (Еврокомиссия, ЕЦБ и МВФ) добиваются от Афин «реформ», суть которых в очередном уменьшении пенсий и социальных выплат и увеличении пенсионного возраста. Правительство призвало греков отклонить эти требования.
Директор-распорядитель МВФ Кристин Лагард исключила возможность предоставления отсрочки для Греции по уплате кредита, а Еврогруппа отказалась продлевать программу финансовой помощи Греции после 30 июня.
Канцлер Германии Ангела Меркель выразила готовность встретиться с премьер-министром Греции Алексисом Ципрасом, «если он этого хочет», но тот пока отмалчивается. А Афины готовят иск в Европейский суд — на случай, если Брюссель предложит им покинуть еврозону.
Кредиторы между тем остаются неумолимыми. «Когда я говорю об МВФ, я говорю о международном сообществе. 1,6 млрд. долларов нужно выплатить во вторник в 18:00 часов по вашингтонскому времени (01:00 МСК 1 июля), — заявила 28 июня Кристин Лагард. — Это деньги, принадлежащие международному сообществу…».
Алексис Ципрас, выступая с обращением к парламенту по поводу референдума, заявил, что правительство примет любой выбор граждан. «Настает день истины для кредиторов, время, когда они увидят, что Греция не сдастся… Я уверен, что греческий народ окажется выше обстоятельств и скажет веское «нет» ультиматуму [кредиторов]», — цитирует Ципраса Reuters.
Греческие власти опубликовали документ под названием «Приостановление работы банков», в котором объясняют причины «банковских каникул». Главная из причин — отток вкладов из греческих банков и отток капитала из страны. Только за последнюю неделю из банкоматов изъято 4 млрд. евро. Для страны с населением 11 млн.человек это удар!
В Берлине и Брюсселе недовольны тем, что вопрос о греческом долге вынесен на референдум, но идти на разрыв с правительством Ципраса там пока не рискуют. Не исключено, что, не дождавшись от Афин выплаты долга 30 июня, МВФ не станет сразу объявлять о дефолте Греции, а потянет до референдума 5 июля. К тому же в течение двух месяцев МВФ вправе рассматривать неоплату долга как задержку платежа.
Однако столь же вероятно и другое: Грецией пожертвуют, чтобы не спровоцировать в Европе цепную реакцию. Дело в том, что в стране у власти находится коалиция СИРИЗА, представляющая «новых левых» Европы, которые, как и «новые правые», — противники наднациональных структур и не приемлют глобализацию по-американски.
Ситуация предельно неопределённая. Если референдум 5 июля состоится (хотя греков еще могут уговорить «передумать») и большинство проголосовавших на нём согласятся с требованиями международных кредиторов, программа помощи Греции будет продлена. Правда, и «цена вопроса» повысится: клуб кредиторов потребует дальнейшего сокращения зарплат и пенсий, а также увеличения налогов. Финальной точкой этого процесса в таком случае станут полный контроль «тройки кредиторов», дальнейшее падение уровня жизни, новый скачок безработицы. Каждый добытый трудом греков евро будет в первую очередь изыматься кредиторами (в пользу «международного сообщества», как выражается Кристин Лагард). Греция же пополнит список несостоявшихся государств.
Однако если на референдуме греки скажут нет, последует официальное объявление о дефолте. Придется срочно возвращаться к драхме, для чего, как утверждают эксперты, понадобится не менее полугода. Как страна проживет это время, неясно.
***
Европа в вопросе о пребывании Греции в еврозоне не проявляет единства. Ангела Меркель выразила полную поддержку евро, сказав, что если потерпит крах единая валюта, то же самое случится и с Евросоюзом. Сходную позицию занимает председатель Еврокомиссии Жан-Клод Юнкер. А премьер-министр Великобритании Дэвид Кэмерон говорит, что, возможно, Греции стоило бы выйти из еврозоны, что это было бы лучше для всех.
Однако в данном случае Грецию нельзя рассматривать как отдельно взятую небольшую страну. Будучи членом еврозоны, Евросоюза и НАТО, Греция оказалась слабейшим звеном евроатлантического сообщества. Опасения на тот счёт, что греческий кризис может послужить спусковым механизмом развития кризиса всей Западной системы, не так уж беспочвенны. Ведь в этой системе имеются и другие слабые звенья.
Как пишет испанское экономическое издание El Economista, дефолт Греции с огромной долей вероятности спровоцирует новую волну финансового кризиса. И тогда под удар попадут куда более крупные, чем Греция, Италия и Франция с общим населением 126 миллионов человек. Объем долга Италии, напоминает El Economista, составляет 259% от ВВП, Франции — 280% от ВВП. У пяти европейских стран — Германии, Италии, Великобритании, Франции и Испании — долги превышают 1 трлн. евро у каждой. Есть над чем задуматься.
Евроскептики уверены, что выход Греции из еврозоны будет началом конца евро. Марин Ле Пен 26 июня заявила: «Сегодня мы говорим о Grexit, завтра будет Brexit, а послезавтра — Frexit». При этом сама Ле Пен готова стать «мадам Frexit», ориентируя французов на свою победу на выборах президента Франции в 2017 году. А по поводу позиции Ангелы Меркель, отстаивающей «единую Европу», лидер «Национального фронта» заметила: «Она прекрасно знает, что если Франция выйдет из еврозоны, евро больше не будет».