Как Россия делает народные республики Донбасса привлекательными для Украины - 14.07.2022 Украина.ру
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Как Россия делает народные республики Донбасса привлекательными для Украины

Читать в
ДзенTelegram
Специально для для Украина.Ру политолог Василий Стоякин комментирует последние экономические решения властей ЛДНР и РАО «Газпром»

Недавно произошли два важных экономических события, связанных с жизнью ЛДНР.

Сначала руководство народных республик сообщило о своем намерении ввести бивалютную гривнево-рублевую (ДНР) или мультивалютную (ЛНР) финансовые системы. Понятно, это заявления были реакцией на валютную панику в Киеве и пока непонятно, перейдут ли они в плоскость реальных дел.

Несколько позже завершился конфликт между «Газпропромом» и «Нефтегазом Украины» относительно оплаты за газ. Как известно, 19 февраля Украина внезапно прекратила газоснабжение ДНР и ЛНР, ссылаясь на аварию. Российское правительство тут же поручило «Газпрому» возобновить газопоставки в республики в виде гуманитарного акта. «Газпром» подключил газопровод, но предъявил Киеву счет на оплату газа, потребленного в ЛДНР. Киев начал возмущаться и, в конце концов, выбил для себя право не платить за этот газ.

В обоих случаях, вроде бы, речь идет о событиях, которые прямо противоречат российской позиции относительно сохранения территориальной целостности Украины. Получается, что народные республики создают отдельную от Украины финансовую систему и устанавливают самостоятельные отношения с «Газпромом».

Вроде бы. Но, как сказала бы «дочь крымского офицера» (легендарный интернет-мэм 2014 года — ред.), — не все так однозначно.

В первом случае надо помнить, что ДНР и ЛНР все равно отключены от украинской финансовой системы. Но дело даже не в этом, а в том, что сама Украина находится на грани «отключения» от нее. Прекращением торгов на межбанке удалось сбить панику, и гривня вернулась в более или менее приличные рамки в районе 25 грн. за доллар. Но если почитать украинских экономистов (например — безусловно компетентного Александра Охрименко), то распад украинской банковской системы уже практически состоялся. Что до финансовой системы, то, например, американский экономист Стивен Генке уже насчитал в Украине 272% инфляции… Правда, надо иметь в виду, что инфляция рассчитывается по множеству методик и в них не только черт, но и МВФ ногу сломит.

Если же иметь в виду категорический дефицит валюты на внутриукраинском рынке, то для украинского бизнеса и даже для региональных властей сотрудничество с ЛДНР (вернее — транзитная торговля через них с Россией, например), будет более чем интересна. И равно интересным выглядит инвестирование в экономику народных республик (чисто для того, чтобы не завозить валюту на территорию Украины).

Что касается газовой темы, то тут все еще более интересно.

Например, обозреватель сайта «Однако» А. Собко отмечает, что «создается важный прецедент — когда цена на газ на территории Украины для той или иной группы потребителей определяется без посредника». Украина на официальном уровне заявила, что «Газпром» может сам искать на территории страны клиентов и сам с ними договариваться и получать с них оплату. Возможность непосредственной поставки газа этим клиентам предусмотрена еще пресловутыми тимошенковскими соглашениями — в соответствии с ними в Украине была создана дочерняя компания «Газпромсбыт», принимавшая участие в получении прибылей от поставок газа на внутреннем рынке.

Таким образом, «Газпром» получает гарантии платежеспособности клиентов, а Россия — возможности влияния на украинскую политику и экономику. Очевидно, возможность получения газа по «специальной» цене окажется крайне привлекательной и для владельцев предприятий, и для администраций регионов. Если же учесть попытки украинского правительства вообще обойтись без российского газа и угля, то ситуация становится еще более интересной…

Газовые контракты, заключенные с Ю. Тимошенко в 2009 году, в полной мере эту задачу не решали — дочерняя компания «Газпрома» получила доступ на украинский внутренний рынок, но занималась она только доставкой газа, не имея возможности формировать цену на него.

В общем, эти решения не так отрывают народные республики от Украины (тут сделать большее, чем уже сделано украинскими властями, по-видимому невозможно — авт.), а создают базу для получения регионами собственных экономических преференций и, таким образом, двигают Украину в сторону реальной федерализации. При этом народные республики превращаются в своеобразный очаг «экономического процветания».

Удастся ли реализовать такие планы? Трудно сказать. Препятствий тут, в основном, два.

Во-первых, это отвратительная экономическая ситуация и низкий уровень управления в самих народных республиках. Например, с обеспечением права частной собственности в ЛДНР откровенно плохо (если, конечно, речь не идет о собственности крупных бизнесменов, имеющих свое лобби в руководстве республик — авт.), а значит и обеспечить приток инвестиций будет непросто. Во всяком случае, по состоянию на сейчас, оставлять деньги на Донбассе ничуть не безопаснее, чем везти их в Украину.

Во-вторых, это откровенно антиправовой характер украинской государственности. Та же самая газовая труба может быть перекрыта в любой момент и без объяснения причин и следствий. Просто потому, что премьер решил защитить Европу от российской газовой агрессии.

Тем не менее, процесс движется в правильном направлении, а используемые при этом схемы отличаются изобретательностью.

 

 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала