Недавнее подписание Рамочного соглашения о партнерстве между Россией и Программой развития ООН (ПРООН) пробудило интерес нашего читателя к проблематике международного содействия развитию. Как Вы оцениваете это событие?
Виталий Чуркин: Событие, о котором вы упомянули, имеет стратегическое значение. Подписанное Первым вице-премьером России И.И.Шуваловым и администратором ПРООН Х.Кларк Соглашение венчает успешное завершение перехода России из разряда получателей международного содействия в категорию доноров. Этот переход продолжался несколько лет, с тех пор, когда мы решили, что достигли такого состояния, что можем не только сами решать проблемы, стоящие перед нашей страной, но и систематически помогать другим народам, переживающим более тяжелые времена. Сейчас наше взаимодействие с ООН в качестве донора выходит на новый уровень.
Подписанное Соглашение — результат осознания взаимной выгоды. Уже на протяжении ряда лет с момента выхода нашей страны на траекторию стабильного развития и экономического роста к нам стали проявлять интерес различные международные организации, которые следят за событиями в мире и прекрасно понимают огромный потенциал России в области содействия развитию.
Кроме того, во всем мире еще помнят ту гигантскую роль, которую сыграл СССР в выведении на орбиту прогресса многих и многих стран на всех континентах, и во многих государствах ждут, что Россия продолжит эту благородную традицию.
А почему именно ПРООН?
Виталий Чуркин: Выбор ПРООН в качестве стратегического партнера России совершенно логичен и естествен. Россия принципиально, последовательно и решительно поддерживает ООН, а ПРООН — часть «семьи ООН», крупнейшая международная организация, оказывающая содействие порядка 170 странам мира, за долгие годы своей работы на деле доказавшая свою эффективность.
Одним из важных преимуществ ПРООН является огромный опыт работы в самых разных областях развития и гибкость, с которой Программа реагирует на потребности стран-получателей помощи с целью полной «синхронизации» помощи с их национальными приоритетами.
Не будем забывать и об авторитете ООН, который гарантирует соответствие оказываемой помощи самым высоким стандартам. Соглашение четко фиксирует, что сотрудничество будет осуществляться в соответствии с основополагающими принципами оперативной деятельности ООН, которые согласованы всеми государствами-членами ООН в рамках открытых межправительственных процессов. Напомню, что с момента создания ПРООН в 1965 г. наша страна практически бессменно избирается в состав Исполнительного совета Программы. Это дает нам, так же, как и другим странам, входящим в этот орган, необходимый контроль за ее деятельностью.
Отдельно следует сказать о принятой в ООН системе отчетности, которая позволяет гарантировать целевое и эффективное использование средств. Для нас как донора это немаловажно.
Определены ли в Соглашении основные направления нашего будущего сотрудничества с ПРООН?
Виталий Чуркин: Сотрудничество уже осуществляется. За последние несколько лет общая стоимость финансируемых Россией проектов ПРООН перевалила за 20 млн. долларов. Речь идет о создании более гибкого, оперативного и эффективного механизма взаимодействия.
Что касается приоритетов, то они делятся на тематические и географические. Тематические приоритеты — это Цели развития тысячелетия, принятые в ООН, — система установок, определяющих основные вехи, которых должны достичь все страны к 2015 г. В них входит борьба с голодом, бедностью, болезнями, охрана окружающей среды… Это все полностью укладывается как в нашу внешнеполитическую линию, так и в утвержденную Президентом России в 2014 г. Концепцию государственной политики в сфере содействия международному развитию. Сейчас в ООН разрабатывается новый комплекс мер, которые отражают как достигнутые международным сообществом успехи, так и новые вызовы, с которыми сталкивается человечество. Общее для всех этих целей, что, собственно, и обусловливает нашу поддержку, — стремление решать действительно насущные и важные для всех стран проблемы. Географические приоритеты — это, прежде всего, страны СНГ, с которыми нас связывает общность исторической судьбы, а также дружественные нам государства, нуждающиеся в содействии. Они находятся на всех континентах, что фактически делает нашу помощь глобальной по охвату.
Как Россия выбирает страны, которым оказывается помощь, каковы наши требования к проектам содействия?
Виталий Чуркин: Российская помощь развитию — проявление солидарности. Мы оказываем помощь дружественным государствам, с которыми сотрудничаем и намерены расширять взаимодействие. Естественно, приоритет отдается наиболее нуждающимся странам.
Наше главное требование к проектам содействия — эффективность и нацеленность на решение проблем, имеющих значение для людей, проживающих в тех или иных странах. Каждый такой проект тщательно обсуждается с международными организациями, которые мы задействуем для их осуществления, и, естественно, с правительствами самих стран.
Для примера приведу лишь некоторые из недавно запущенных Россией проектов в партнерстве с организациями ООН (не только ПРООН): ликвидация гуманитарных последствий кризиса в Киргизии (5 млн.дол.); комплексное развитие Нарынской области в Киргизии (3,5 млн.дол.); улучшение благосостояния 1 млн. жителей сельских районов Таджикистана (6,7 млн.дол.); борьба с острыми формами недоедания матерей и детей в Таджикистане (2,1 млн.дол.); борьба с дифтерией в Таджикистане (1 млн.дол.); развитие сельских районов Армении (5 млн.дол.); поддержка детей афганских беженцев в Иране (2,7 млн.дол.); укрепление потенциала национальной службы демографической статистики Белоруссии (900 тыс.дол.); производство стройматериалов в Киргизии (2 млн.дол.); внедрение международных медико-санитарных правил в странах Средиземноморья и Африки (2,5 млн.дол.); социально-экономическая реабилитация населенных пунктов, расположенных вблизи урановых хвостохранилищ в Киргизии (1,4 млн.дол.); борьба с распространением СПИД в Центральной Азии (порядка 3 млн.дол.).
В нынешней экономической ситуации не слишком ли расточительно тратить такие деньги на другие страны? Может ли Россия себе это позволить, когда у нас в стране еще далеко не все проблемы решены?
Виталий Чуркин: Наша помощь развитию — это не благотворительность, а инвестиции. Не в узком «торгово-закупочном» смысле, а в философском — вложение средств в будущее. Цель внешней политики России — создание благоприятных внешних условий для развития России. А могут ли быть благоприятными условия, если наша страна будет окружена бедными и нестабильными государствами? Нет, конечно. Поэтому мы и помогаем нашим друзьям преодолеть стоящие перед ними трудности и стать на путь устойчивого развития.
Мы хотим развивать взаимовыгодное равноправное экономическое сотрудничество, но чтобы в нем участвовать, необходим определенный уровень развития. Мы надеемся, что наше содействие поможет нуждающимся странам на такой уровень выйти. И соответственно стать более интересными в экономическом смысле партнерами.
Здесь я хотел бы уточнить, что говорю не только о помощи по линии организаций системы ООН — это важный, но далеко не единственный элемент нашего содействия развитию — серьезную поддержку получают наши партнеры по двусторонней линии. Общие объемы нашего содействия в соответствии с критериями Организации по экономическому сотрудничеству и развитию (ОЭСР), которые, к слову, учитывают далеко не весь спектр помощи, ежегодно составляют порядка полумиллиарда долларов.
Возвращаясь к вашему вопросу, можем ли себе позволить помогать другим, когда у нас самих много проблем, скажу следующее. Во-первых, нет таких стран, в которых решены все проблемы. Если следовать этой логике, содействие развитию будет вообще невозможным. Во-вторых, есть такое мудрое высказывание, что человек по-настоящему владеет только тем, что отдал другому, более нуждающемуся. Даже в самые трудные периоды истории наша страна находила возможность помочь друзьям, а по мере дальнейшего развития, я уверен, Россия будет наращивать эту помощь на общее благо.
Что бы Вы хотели сказать в заключение нашей беседы?
Виталий Чуркин: Сегодня международное сообщество работает над определением новой Глобальной повестки дня в области развития на период после 2015 г., которую предстоит принять на саммите ООН в сентябре этого года. Наша страна — активный участник этого процесса. И заключенное соглашение с ПРООН, без сомнения, станет частью механизма участия России как донора и партнера ООН в области развития в реализации данной повестки. Россия оказывала и будет стремиться оказывать помощь тем, кто в ней нуждается, и только такую помощь, которая действительно нужна. Это — кредо российского содействия международному развитию.