В международном пресс-центре МИА «Россия сегодня» состоялась презентация документальной ленты немецкого журналиста Ульриха Хайдена «Беглый огонь» о событиях мая минувшего года в Одессе, когда в Доме профсоюзов на Куликовом поле были застрелены, забиты, заживо сожжены десятки одесситов – участников Антимайдана.

Кроме представителей российских и международных СМИ, в зале присутствовали несколько непосредственных участников событий 2 мая – те одесситы, которые побывали в огне Дома профсоюзов, чудом выжили, миновали застенки СБУ и нашли убежище в России. А также некоторые из тех, кто с начала событий на киевском Майдане протестовали на Куликовом поле, тысячами шли по улицам города с российскими флагами, собирали подписи против политики тотальной украинизации, за федеральное устройство Незалежной и самостоятельность Одессы в определении своей национальной, языковой и культурной ориентации.

Пришли и представители московского Одеколона (как они сами себя называют) – одесской диаспоры («колонии»), живущие в Москве, но не утративших любви к родному городу, неравнодушные к перипетиям его судьбы: режиссёры, актёры, продюсеры, журналисты и просто одесситы, которые никогда не бывают «бывшими».

В Москве состоялся пресс-показ немецкого фильма об Одесской Хатыни

Фильм «Беглый огонь» (Lauffeur) с подзаголовком: «Трагедия, разразившаяся в Одессе перед началом гражданской войны на Украине» (Eine Tragodie zerreist Odessa zu Beginn des ukrainishes Burgerkrieges) – первая кинематографическая попытка осмысления майских событий в Одессе на Западе. Его автор – известный в Германии и России журналист, сотрудник немецкого еженедельника Der Freitag и еженедельника Die Wochenzeitung (Швейцария).

В фильме много кадров документальной хроники того дня, а также интервью с непосредственными участниками событий на Куликовом поле. Более полугода Хайден расследовал одесскую трагедию, собирал уникальные материалы и свидетельства очевидцев о происшедшем 2 мая. События того трагического дня в ленте восстанавливаются в мельчайших деталях, отражая неизвестные до сегодняшнего дня факты и подробности.

Рассказывая о мотивах создания фильма, Ульрих Хайден вспомнил, как сначала испытал шок, узнав о том, что произошло в те дни начала мая в этом приморском городе, а затем был не менее поражён бездействием местных властей и милиции:

« Я себя спрашивал: где правоохранительные органы в Одессе, почему они не были в городе, почему не защищали своих граждан? У меня много таких вопросов. Но до сих пор нет следственного доклада, все нападавшие – на свободе, перед судом только двадцать человек, которые были в драке на Греческой улице в Одессе, все – антимайдановцы».

Ульрих Хайден выразил удовлетворение тем, что его фильм привлёк внимание зрителей:

«Я очень надеюсь на то, что тот интерес, который я чувствую в России и на Украине, должен появиться и в Германии. Потому что мы несём очень большую ответственность за то, что сейчас происходит».

В Москве состоялся пресс-показ немецкого фильма об Одесской Хатыни

Выступая после показа, главный редактор интернет-издания «Украина.ру» Алёна Березовская отметила высокий профессионализм автора, который максимально полно, соблюдая при этом высокие журналистские стандарты, хронологически отразил картину происшедшего в Одессе весной 2014 года и мнения всех, кто был к этому причастен: «Даже у меня, гражданки Украины, не было понимания всей картины того, что происходило в Одессе».

«Я очень благодарна вам, что вы, рискуя собственной безопасностью, лично собирая для этого деньги, тратя на это такое количество времени, пытаетесь найти и донести правду. Это очень важно для нашей истории»,– сказала Березовская, обращаясь к автору ленты.

Н а обсуждении «Беглого огня» Максим Сергеевич Григорьев – политолог, член Общественной палаты РФ, директор Фонда исследования проблем демократии, сказал, что фильм Хайдена – пример высокого гражданского мужества в современных условиях, когда работать над украинской темой журналистам приходится с риском для собственной жизни.

А Лариса Шеслер – председатель координационного совета Союза политэмигрантов и политзаключённых Украины,  говорила том, что глубоко поражена увиденным:

«Я не ожидала, что иностранный журналист так глубоко и аналитически подойдёт к этой проблеме. Без педалирования кровавых подробностей вскроет сам механизм преобразования Украины в страну, в которой нет правосудия, нет закона, в которой безнаказанно убивают тысячи людей».

Также она отметила, что 2 мая стало точкой бифуркации, перелома для истории Украины:

«Именно в этот день Украина потеряла право называться государством. Я увидела, что события 2 мая – это не эксцесс исполнителя или несчастный случай. Это были задолго до того запланированные действия боевиков, которые готовились к кровавой бойне, готовились подавить любое сопротивление фашистскому государству», – подчеркнула она.

В целом все выступавшие и участники обсуждения сошлись во мнении, что представленный фильм – это первая попытка серьёзного анализа происшедшего 2 мая, вполне беспристрастное, свободное от лишних эмоций журналистское расследование событий в Одессе и некоторых процессов в новейшей истории Украины.