Освитяне очень злились, когда я их доставал критикой ЗНО (внешнее независимое оценивание — ред.) в этом году. Но вот результат, о котором я да и много кто еще постоянно говорим, — наша школа формирует безропотную массу, которая не имеет критического мышления и неспособна делать элементарные логические выводы. Потом эти дети идут в вузы, где им впаривают тот же нафталин на более высоком уровне.

Удивительно ли, что у нас от 2/3 до 3/4 населения пребывает в состоянии взрослых детей, которым всю жизнь нужен «взрослый», направляющий на путь истинный, принимающий за них решения. Это и есть подлинная трагедия нашей страны. Удивительно ли, что Украина во внутренней и внешней политике ведет себя как подросток с его максимализмом, с одной стороны, а, с другой, инфантилизмом, когда как в случае с конфликтом на Донбассе решение перекладывается на уровень глобальных взрослых, которым мы бойко рапортуем, какие успехов достигли, пока мы тут на хате бухаем и спускаем время в унитаз. При этом мы уверены, что «взрослые» этого не понимают, но это самообман.

Мы самообманываем себя постоянно, что у нас все «самое-самое». Самое лучшее образование, самые красивые женщины, самый большой самолет, самые большие черноземы и т.д. Но правда такова — мы варварское образование по сути на осколках империй, мы пользуемся тем, что было создано империями, как орды вестготов Алариха пользовались инфраструктурой Рима, когда его взяли. Мы, являясь масштабным с точки зрения жизненной энергетики народом, именно поэтому мы расползлись так широко по миру и не можем возвыситься до масштаба проблем, перед которыми стоим, чтобы принять масштаб решений и затрат, которые нам предстоит понести, чтобы выжить.

Мы по каким-то причинам боимся принять простую мысль, которую осознает каждый взрослый: каждый из нас одинок, когда приходит и одинок, когда уходит и все, что мы делаем или не делаем в нашей жизни, есть наша воля или ее отсутствие, наше решение и наши последствия. Вот этим простым истинам должны учить в школе, и такие простые здравые мысли должны лечь в основу нового общественного договора между взрослыми гражданами взрослой страны.

Что касается образования, то эту модель не спасти. Она отгниет, как и и это государство, а новая система образования должна создаваться параллельно взрослыми гражданами, стремящимися, чтобы их дети смогли нести бремя взрослых, когда придет время. Что касается детей, которые никогда не станут взрослыми, то о них нужно заботиться, но им нельзя давать в руки спички и другие опасные игрушки.