Оценочную стоимость ГТС определил глава НАК «Нафтогаз» Андрей Коболев во время III Украинского нефтегазового инвестиционного форума-2018, передает «Укринформ».

«Стоимость украинской ГТС составляет около $14 млрд. Любой управляющий компании, в каком бы формате она ни была основана, должен обеспечить государству доходность на этот капитал согласно той стоимости, которую устанавливает регулятор. Независимо от формата надо найти такой механизм, который этот доход обеспечит государству», — заявил он.

Эксперт развеял страхи Тимошенко: Украинская ГТС продаже не подлежит
Эксперт развеял страхи Тимошенко: Украинская ГТС продаже не подлежит
© РИА Новости, Александр Максименко | Перейти в фотобанк
При этом глава «Нафтогаза» отметил, что ни у кого из европейских партнеров нет желания приобретать украинскую ГТС по такой цене. Так, компания Ernst&Young оценила ее в 329 млрд гривен ($11,9 млрд). В связи с этим Украина будет искать покупателей «трубы» за пределами ЕС.

При этом Коболев убежден, что правительство Украины в ближайшее время внесет в Верховную Раду предложение касательно условий консорциума, чтобы парламент определил новых владельцев газотранспортной системы.

Ранее Коболев заявлял, что в первой половине 2019 года может появиться консорциум с европейскими партнерами для управления украинской ГТС.

Предпродажная подготовка

В сентябре «Нафтогаз» предложил продать до 49% в уставном капитале украинского оператора газотранспортной системы за рубеж для сохранения транзита газа через Украину в ЕС. Сразу после сообщений о том, что в Турции завершено строительство морского участка «Турецкого потока», глава «Нафтогаза» начал предпродажную подготовку «транзитного потока» страны.

ГТС Украины находится в плачевном состоянии: власти страны провалили все попытки провести модернизацию и восстановить систему, считает гендиректор «ИнфоТЭК —Терминал» Рустам Танкаев.

По его данным, начиная с 2014 года Украина финансирует ремонтные и регламентные работы на ГТС в объеме 10% от необходимого: нужно €200 млн в год, а выделяется только €20 млн. Попытка в 2017 году получить еще один кредит под обслуживание ГТС провалилась, потому что предыдущий кредит был разворован, сказал эксперт.

По его словам, компрессорные станции очень устарели, и запасные части к ним уже не выпускаются. Согласно оценкам немецких специалистов, ГТС Украины выйдет из строя в 2019-2020 годах.

Прощай, транзит

В Киеве же опасаются потерять прибыль от транзита российского газа в Европу, в связи с чем Украина и выступает против проекта «Северный поток-2». Министр иностранных дел Украины Павел Климкин 16 октября настаивал на продлении контракта о транзите газа с 2020 года, что, по его мнению, способствовало бы скорейшей евроинтеграции страны.

В свою очередь, министр энергетики и угольной промышленности Украины Игорь Насалик отмечал, что при прокачке свыше 40 млрд кубометров украинский маршрут будет выгоднее, чем газопровод по дну Балтийского моря.

В то же время, по словам генерального директора российского Института национальной энергетики Сергея Правосудова, украинское направление стало самым дорогостоящим для транспортировки российского газа — по территории Белоруссии и «Северному потоку» она значительно дешевле. Эксперт объяснил, что Киев прекрасно понимает это, поэтому выдвигает в адрес Москвы требование прокачивать больше по украинской ГТС.