«Нафтогаз» подал в Стокгольмский арбитражный суд иск с требованием пересмотреть тарифы на транзит с марта 2013 года в рамках контракта с «Газпромом». Украинская сторона рассчитывает отсудить $11,58 млрд без учёта процентов.

«Тут есть две проблемы. Одна проблема — объёма, другая — тарифа на транзит. Транзит через Украину сейчас для России самый дорогой. Через Белоруссию, через «Северный поток» существенно дешевле. На Украине тоже это знают. Поэтому они начинают выдвигать требования о том, чтобы был если не повышенный транзитный тариф, то хотя бы больше прокачивали через них», — сказал генеральный директор российского Института национальной энергетики Сергей Правосудов.

Эксперт подчеркнул, что в соответствии с законодательством Российской Федерации право на экспорт энергоресурсов имеет только «Газпром», а транзит из других стран запрещён.

«Коммерсантъ»: «Газпром» на экспортном распутье
«Коммерсантъ»: «Газпром» на экспортном распутье
© РИА Новости, Максим Блинов | Перейти в фотобанк

«Украина прекрасно понимает, что когда будет построен «Северный поток-2» и «Турецкий поток», транзитные объемы процентов на 80-85% уйдут на эти новые маршруты. Поэтому «Нафтогаз» и говорит, что если «Газпром» уходит, пусть даст возможность прокачивать газ другим поставщикам: российским компаниям или зарубежным, например, туркменским — любым, нет разницы, главное, что Украина хочет сыграть на объеме. А если она не сможет, тогда хочет повысить тариф на оставшийся объем. С их точки зрения это разумно, но для «Газпрома» это неприемлемо. Для него это самый дорогой транзит сейчас и он будет минимизировать его всеми силами», — заявил Правосудов.

Ранее глава «Газпрома» Алексей Миллер допустил, что после запуска газопроводов «Северный поток-2» и «Турецкий поток» объём транзита топлива через территорию Украины сократится до 10-15 млрд кубометров в год, однако Киев должен обосновать экономическую целесообразность нового контракта на транзит. Однако министр энергетики и угольной промышленности Украины Игорь Насалик настаивает, что при прокачке свыше 40 млрд кубометров украинский маршрут будет выгоднее, чем по газопроводу по дну Балтийского моря.