- Указ Путина об упрощенном получении российского гражданства жителями ЛДНР как-то повлияет на Минские договоренности? Если да, то как? Могут ли они быть переформатированы с учетом новых реалий (граждане ЛДНР в основной своей массе станут гражданами РФ), или минский формат останется неизменным?

— Никаких противоречий между решением России о выдаче российского гражданства жителям Донбасса и Минскими соглашениями нет. Как и противоречий с международным правом. Любое государство может самостоятельно решать, кому давать своё гражданство. Это предоставление людям права на основе их добровольного решения, и касается оно только лично каждого претендента на гражданство и самой РФ.

Украина наверняка будет использовать факт раздачи гражданства как аргумент, подкрепляющий выдвинутое Зеленским требование о переформатировании переговорного формата, но и то лишь как аргумент дополнительный и неформальный.

Зато Россия, наоборот, может активнее ссылаться на тот факт, что Украина на деле не выполняет свои государственные обязанности в отношении своих граждан на Донбассе, что и заставило Москву пойти на такую гуманитарную меру. Если формат переговоров будет изменён или будут переписаны Минские соглашения, то уж точно не из-за получения жителями Донбасса российского гражданства.

- Может ли Украина выйти из минского формата под предлогом того, что граждане ЛДНР, которые де-юре являются гражданами Украины, «незаконно» получают российские паспорта? Как в этой ситуации могут действовать другие участники процесса? Как могут поступить гаранты — Германия и Франция?

— Украина точно не будет официально выходить из минского процесса, так как, во-первых, это бессмысленно, ведь процесс и так давно заглох, а во-вторых, именно к нему формально привязаны западные санкции против России. А на эти санкции в украинской пропаганде возлагаются главные надежды, ведь больше, собственно, надеяться и не на что.

А Германия и Франция, думаю, сейчас вообще не заинтересованы как-либо вмешиваться в сложившуюся ситуацию, их руководству и так весь этот провальный процесс поперёк горла. Крупная внешнеполитическая неудача, о которой лучше лишний раз никому не напоминать.

- Согласно минским договоренностям контроль над границей между ЛДНР и Россией должен перейти под контроль Украины. Но если в ЛДНР будут проживать миллионы российских граждан, то как в таком случае передавать Киеву контроль над границей, если это будет означать, что миллионы российских граждан окажутся на территории враждебного России государства? Что в этой ситуации должна предпринять Россия?

— Тут нужен ряд уточнений. По Минским соглашениям Украине должна быть передана граница не народных республик, а «отдельных районов Донецкой и Луганской областей». Сами же республики к тому времени должны быть упразднены. Кроме того, эти соглашения написаны, исходя из логики, что Украина и Россия не являются враждебными государствами. Ну и главное — если они до сих пор не реализованы даже на одну десятую, то не стоит ожидать их реализации и в будущем.

Да, их нечем заменить, но они изначально были невыполнимыми для современной Украины. А народные республики между тем доказали свою государственную состоятельность. Так что давайте даже не будем фантазировать о том, что было бы, если бы эти соглашения осуществились на практике. В мире и так много печали.

- Почему раньше Россия не принимала решения об упрощенном предоставлении российского гражданства для жителей Донбасса, а теперь в так называемое междуцарствие приняла? С чем это все связано? Это знак новому президенту Зеленскому? Как вы его истолкуете?

— Думаю, это не знак новому президенту, а насущная необходимость, для реализации которой открылось окно возможностей. Почему это не было сделано раньше — закономерный вопрос, возможно, даже повод для критики, но надо понимать и то, что быстро такие решения приниматься не могут. Это очень дорогостоящее и сложное мероприятие, которое должно долго подготавливаться, и для начала этого процесса требуется достаточное количество фактических аргументов и юридических оснований.

В настоящее время можно с большой доказательной базой утверждать, что Украина бросила своих граждан, хотя ей были предоставлены все возможности по реинтеграции этих территорий. А Россия как государство-продолжатель СССР, гражданами которого или их потомками являются жители Донбасса, имеет все основания для принятия на себя ответственности за их судьбу.

Гуманитарная и юридическая логика российского решения не может быть поставлена под сомнение. Теперь она лишь получила новые подтверждения — после решения Кабмина Украины от 8 мая, согласно которому а) Украина отказалась признавать выданные донбассовцам российские паспорта (а значит, сохраняет признание их обладателей своими гражданами), но при этом б) решила отказать получившим российские паспорта гражданам в целом наборе гражданских прав.

Это вопиющее нарушение прав человека, причём оформленное официально. Кроме того, заявления Зеленского о судьбе Минских соглашений, сделанные им на этапе предвыборной кампании, дают все основания утверждать, что никакой реализации Украиной их условий при новом президенте ожидать не приходится. В Киеве вообще, кажется, собрались победители и призёры олимпиад на тему «как самого себя подставить».

- Нынешний президент Украины Зеленский предложил провести переговоры по мирному урегулированию гражданского конфликта на Донбассе с президентом РФ Путиным, но в присутствии представителей Великобритании и США? Как вы думаете, почему он такое предложил? Он боится Путина или для него в этом есть какой-то особый смысл? Почему Россия категорически против пересмотра формата и состава переговоров?

Неменский: Зеленский не изменит украинскую политику в отношении России — видео
Неменский: Зеленский не изменит украинскую политику в отношении России — видео
©

— То, что говорил Зеленский по донбасскому конфликту, является в полной мере отражением украинской телепропаганды и ничего больше. Он продемонстрировал абсолютное незнание реальной ситуации, а также полнейшую политическую безграмотность.

Конечно, на посту президента он сможет получить доступ к гораздо большей информации, и это наверняка повлияет и на его заявления. Но пока что ему хватило и этого, ведь он обращался не к России или международному сообществу, а к украинским избирателям, живущим ровно в том же придуманном мире.

Разумеется, ни о каких переговорах с Россией как якобы со стороной этого конфликта речи идти не может. У Киева есть только один шанс улучшить ситуацию на Донбассе — согласиться на прямые переговоры с Донецком и Луганском. Но на это Зеленский не пойдёт по внутриполитическим причинам. И тут его можно понять: где бы такие переговоры ни состоялись, назад в Киев он вернуться уже не смог бы.

- Если теперь в ЛДНР будет проживать столько граждан России, то может ли это стать основанием для России в случае серьезного осложнения военной ситуации на линии соприкосновения и серьезного обстрела городов, неподконтрольных Киеву, который приведет к гибели теперь уже граждан РФ, применить военную силу против Украины (как это было в 2008 году в Южной Осетии)?

— Да, несомненно, что наличие прямой военной опасности для многочисленных граждан России является достаточным основанием для применения военной силы с целью их защиты. Однако раздача гражданства на Донбассе сделана не для того, чтобы побудить Киев к таким преступным действиям, а наоборот, чтобы отвадить от таких идей даже самых буйных его представителей.

Там всё же прекрасно понимают, что воевать с настоящей российской армией по меньшей мере нецелесообразно и в целом чревато очень нежелательными для них последствиями.

- Как вы считаете, есть ли у Зеленского шансы для мирных и конструктивных переговоров с РФ (Путиным) по всему комплексу российско-украинских отношений (включая экономические)? При каких условиях с той и другой стороны они могут состояться? Или после разрыва Большого договора все это уже в прошлом, и мы не сможем восстановить добрососедские отношения?

— Шансы есть всегда, но представить себе, что Киев ими захочет воспользоваться, очень трудно. Для не то что восстановления добрососедских отношений, но даже просто для их частичной нормализации требуются радикальные изменения в формате и идеологии украинской государственности, в самом украинском национальном проекте. Но страна развивается в прямо противоположном направлении. Она идёт к обрыву, но повернуть не может.

Неменский о том, почему Донбасс не повторил судьбу Крыма – видео
Неменский о том, почему Донбасс не повторил судьбу Крыма – видео
©

- Как вы охарактеризуете сложившиеся внешнеполитические и экономические отношения в треугольнике Россия-Украина-Белоруссия?

— Как подвисшие в безвременье, так как ни с одной стороны невозможно выстраивание долговременной стратегии развития отношений исходя из их нынешнего формата. На Украине принято считать, что шанс на выживание их государство получит только в случае вечно ожидаемого «развала России», при этом сама Украина является территориально нестабильным государством со всесторонними деградационными процессами.

Все соседи смотрят, куда же это её приведёт и как при этом уберечь себя от неизбежных негативных последствий. В свою очередь, пока что-то не прояснится в этом вопросе, формирование полноценного и эффективно действующего нового интеграционного процесса между Россией и Белоруссией тоже крайне затруднительно.

Ясно, что такое положение не может тянуться слишком долго, но, когда наступит точка бифуркации, которая предоставит всем странам региона новый взгляд на будущее, пока неизвестно. Поэтому пока что разумнее всего заниматься проработкой тех принципов, исходя из которых можно будет в такой ситуации действовать. Думаю, что возрождённая в 2014 г. и прежде почти забытая фраза «русские своих не бросают!» должна быть одним из главных оснований российской политики.