Цена на газ для населения пошла вверх

В ноябре цена на природный газ для нужд населения и других потребителей, которые получают газ на регулируемых условиях, составит 4899 грн (12 951 руб.) за тысячу кубометров без учета НДС и транспортировки. Полная цена составит около 7 тыс. гривен (18,5 тыс.) за тысячу кубометров. Об этом в понедельник, 11 ноября, сообщила пресс-служба «Нафтогаза».

При этом в компании подчеркнули, что это самая низкая цена на ноябрьский газ с 2016 года.

Отметим, что в октябре текущего года цена за тысячу кубометров составляла 4273 грн (11 296 руб.). Таким образом, за месяц стоимость газа для населения выросла на 14,7%, или более чем на 600 грн (1,6 тыс. руб.).

От позитивного до «Европа в шоке». Три сценария переговоров Россия — Украина по газу
От позитивного до «Европа в шоке». Три сценария переговоров Россия — Украина по газу
© РИА Новости, Иван Руднев | Перейти в фотобанк
И это только начало. Газовые котировки на европейском рынке к зиме стали расти. С начала ноября цена на газ в Европе выросла в 1,5 раза. На условиях поставки до границы с Украиной тысяча кубов стоит в пересчете на гривны 6,5 тыс. грн (17,2 тыс. руб.) с НДС, а с транспортировкой — около 8 тысяч гривен (21 тыс. руб.).

Для промышленности цена на газ на ноябрь выросла почти на 19% и колеблется от 5861 гривен (15,5 тыс. руб.) до 6463 гривен (17 тыс. руб.), и это без учета НДС и транспортировки. Так как население получает ту же цену, что и промышленность, но с отсрочкой на месяц, то, скорее всего, именно такие тарифы украинцы увидят в своих платежках уже в декабре.

А с начала 2020 года все ограничения по ценам на газ для населения вообще могут снять, и люди будут платить по тем же тарифам, что и промышленность, то есть, по рыночным расценкам. Последние, по прогнозам, могут достичь 11-12 тысяч гривен (29-32 тыс. руб.) за тысячу кубов.

Рада предварительно одобрила закон о рынке земли

Верховная Рада Украины в первом чтении проголосовала за проект закона от «Слуги народа» о продаже сельскохозяйственной земли. Соответствующее решение на заседании Верховной Рады в среду, 13 ноября, поддержали 240 народных депутатов. Законопроект поддержали только депутаты от «Слуги народа» — 227 нардепов и 13 внефракционных парламентариев. Закон вступит в силу с 1 октября 2020 года.

Согласно законопроекту, до 1 января 2024 года приобретать права собственности на земли сельхозназначения смогут граждане Украины и украинские юрлица, а также, в порядке исключения, граждане или компании, в том числе иностранные, которые уже, по крайней мере, 3 года пользуются украинскими землями (арендуют, например).

Законопроект предусматривает определенные ограничения — в одних руках может быть не более 35% земель территориальной общины и не более 8% области или Крыма; не более 0,5% всех сельхозземель Украины.

Назад в гражданскую войну — к чему приведет Украину закон о земле
Назад в гражданскую войну — к чему приведет Украину закон о земле
© РИА Новости, Александр Кряжев | Перейти в фотобанк
Нарушение всех этих ограничений может стать основанием для принудительного отчуждения земель.

В случае продажи земельного участка преимущественное право на его приобретение намерены предоставить арендатору, если он готов заплатить соответствующую цену, а в случае проведения аукциона — если арендатор готов заплатить самую высокую предложенную в ходе торгов цену.

Граждане, которые имеют право постоянного пользования, пожизненного наследуемого владения земельными участками, а также арендаторы, которые переоформили право постоянного пользования земельными участками, имеют право на выкуп земель в собственность с рассрочкой до 5 лет по цене, равной нормативной денежной оценке участков, без земельных торгов.

Накануне в обращении к гражданам страны президент Украины Владимир Зеленский сделал громкое заявление о рынке земли. По его словам, скоро парламент будет рассматривать вопрос о создании рынка земли. Ко второму чтению в законопроект о рынке земли внесут положения, согласно которым право продавать и покупать землю будет лишь у граждан Украины и компаний, учрежденных исключительно украинцами.

«Те [компании], у кого в учредителях есть иностранцы, получат право на покупку земли, если на это даст добро народ на референдуме. Такой пункт будет в законе», — заявил Зеленский и добавил, что вскоре парламент разработает и утвердит закон, которым будут установлены виды и механизмы референдумов.

Экономический аналитик Александр Рябоконь считает, что хаотичность попыток нынешней украинской власти в вопросе отмены моратория на свободный оборот сельскохозяйственных земель говорит об отсутствии обдуманной цели и разработанной программы земельной реформы.

«Нет ответа и на вопрос: какая социально-экономическая цель реформы? Если перераспределить землю среди крупных отечественных и, со временем, зарубежных латифундистов, то, действительно, достаточно ввести в действие закон «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», завершить инвентаризацию земель и упорядочить Государственный земельный кадастр.

Без цели и без средств. Почему земельная реформа на Украине обречена на провал
Без цели и без средств. Почему земельная реформа на Украине обречена на провал
© AFP, Sergei SUPINSKY | Перейти в фотобанк
Если цель — сформировать широкую и устойчивую сеть мелких и средних фермерских хозяйств, решить вопрос безработицы на селе, то вышеозначенных действий крайне мало. Нужна серьезная и обеспеченная ресурсами государственная субсидионная программа по поддержке оных, как минимум, в среднесрочной перспективе: деньги, производящаяся сельхозтехника, посевной материал, удобрения, страхование, программы выкупа произведенной продукции и пр. Этого нет!» — сказал в комментарии Украина.ру Александр Рябоконь.

Экономика Украины замедлила рост

Государственная служба статистики в четверг, 14 ноября, обнародовала предварительную оценку валового внутреннего продукта (ВВП) Украины в III квартале 2019 года. По данным статистического ведомства, реальный ВВП Украины в III квартале 2019 года по отношению к аналогичному периоду прошлого года вырос на 4,2%, а по отношению к II кварталу нынешнего года (с учетом сезонного фактора) — на 0,7%.

Во втором квартале 2019 года экономика выросла на 4,6% в годовом измерении, ускорившись с 2,5% в первом квартале 2019 года. Фактические темпы роста экономики Украины во втором квартале превысили оценку Национального банка.

Экономический аналитик Виктор Скаршевский отмечает, что при росте ВВП в III квартале промышленное производство, база всех развитых экономик, сократилось на 1% по отношению к III кварталу 2018 года.

«Рост обеспечивается, прежде всего, за счет: сельского хозяйства (рекордный урожай, благодаря, прежде всего, погоде), торговли, банковского сектора (кстати, при уменьшении объемов кредитования реального сектора) и строительства (ремонт на нескольких меткомбинатах, строительство ветровых и солнечных электростанций под завышенный зеленый тариф).

Другими словами, рост в 4,2% является некачественным и неустойчивым, так как зависит от внешних факторов, базируется на продаже сельскохозяйственного сырья, не создает новых рабочих мест и происходит на фоне углубления деиндустриализации.

Но, несмотря на неустойчивость и некачественность, деиндустриализированный рост приведет к вполне реальным и осязаемым ДОПОЛНИТЕЛЬНЫМ выплатам по внешнему долгу.

«Это недоедание, а не проедание» — экономист о бюджете при Зеленском
«Это недоедание, а не проедание» — экономист о бюджете при Зеленском
© Facebook, Верховна Рада України
Если тенденция сохранится, и по результатам 2019 года реальный ВВП увеличится на 4,2%, то дополнительные выплаты из бюджета (т.е. денег налогоплательщиков) по внешнему долгу составят порядка $350 млн.

Благодаря реструктуризации им. Яресько, привязавшей выплаты по внешнему долгу к росту ВВП. До 2040 года», — написал Виктор Скаршевский на своей странице в Facebook.

Напомним, в 2015 году Украина и Комитет кредиторов достигли соглашения о реструктуризации части госдолга общим объемом $18 млрд. Реструктуризация предполагает полное списание $3 млрд, отсрочку платежей по телу кредита в сумме $8,5 млрд на 4 года, а также фиксирование ставки купона по всем бондам на уровне 7,75% годовых.

В рамках реструктуризации Украина выпустила ВВП-варранты на сумму списанных кредиторами еврооблигаций. По условиям выпуска VRI (реструктуризированные долги Украины), инвесторы претендуют на часть прироста реального ВВП (с учетом инфляции), что превысит показатель в 3% в 2019-2038 годах при условии, что номинальный ВВП (без учета инфляции) превысит $125,4 млрд.