Украина была связана с моей жизнью до марта 2014 года, пока Крым, где живут мои родственники, не вошёл в состав России по итогам плебисцита. Тем не менее, мне периодически приходится пользоваться поездами «Укрзализныци», чтобы добраться до приграничного Белгорода к свои родным.

По чётным числам с Курского вокзала в 21:44 отправляется поезд «Москва — Харьков», к которому также прицепляют вагоны, которые следуют далее до станций Люботин (Харьковская область), Скороходов (Полтавская область) и Полтава. На территории России он делает остановки в Туле, Орле, Курске и Белгороде.

В «Укрзализныце» признали, что не могут запустить скоростной поезд от Киева до Одессы
В «Укрзализныце» признали, что не могут запустить скоростной поезд от Киева до Одессы
© РИА Новости, Денис Петров | Перейти в фотобанк

В основном этим поездом пользуются пассажиры, которые едут на Украину, а те, кто следует в пределах России, предпочитают фирменный поезд Федеральной пассажирской компании «Москва — Белгород», который отправляется с того же вокзала часом позже. Расписание этих двух поездов — российского и украинского — удобны тем, что можно уехать после окончания рабочего дня, а не брать день в счёт отпуска. В целом за сутки от Москвы до Белгорода курсирует 9 поездов: 7 формирует Федеральная пассажирская компания, в том числе запущенная в августе 2019 года «Ласточка», а остальные 2 — «Укрзализныця».

Возвращение в детство

Различие между поездами российского и украинского перевозчика ощущается задолго до посадки в вагон, поскольку пассажиры поезда до Харькова должны предварительно распечатать билет, если он куплен онлайн на сайте РЖД, а с этим часто возникают трудности: то терминалы не работают вообще, то зависают, то кнопки не нажимаются. На моих глазах из-за этого 30 декабря мужчина не мог распечатать билет, а в кассу, где эту услугу предоставляют платно, были жуткие очереди, и в итоге опоздал на свой поезд и не смог встретить Новый год в кругу семьи.

Поезда «Укрзализныци» выкрашены в традиционный синий цвет с жёлтыми полосами и обычно состоят из 15-18 вагонов. Люди, которые за последние годы привыкли к комфортным фирменным поездам (а к хорошему привыкаешь быстро), при входе в харьковский поезд сразу почувствуют разницу: тусклый свет, потрёпанные занавески на окнах, затоптанные красные дорожки на полу. Кому-то из пассажиров иногда даже не достаётся места для багажа, потому что в ящике под одним из нижних мест может стоять большой мешок со спальными принадлежностями, — некоторые проводники забирают его, если попросят, а другие говорят, что больше поставить его некуда, так что «извините за доставленные неудобства».

А вообще, когда я захожу в этот поезд, то сразу чувствую себя маленькой девочкой, когда в 90-е годы мы с родителями ездили на поезде из Москвы или Белгорода в Крым на таких же украинских поездах. В августе, когда в пути предстояло провести ближайшие 20 и более часов, самым сложным было выдержать изнуряющую жару, потому что вагон моментально нагревался на палящем солнце и превращался в баню. Тогда о системах климат-контроля, установленных в современных поездах, можно было только мечтать. В этот момент на помощь приходили простыни, которые при выдаче были ещё влажными.

В вагоне поезда Николаев — Москва случился потоп из-за дождя
В вагоне поезда Николаев — Москва случился потоп из-за дождя
© Андрей Лубенаский

Прошло 20 лет, но для «Укрзализныци» неизменным осталось одно — постельное бельё всё такое же сырое. И такой радости, как в детстве, этот факт сейчас, когда ехать нужно, например, в конце декабря, не приносит совсем. Наоборот, застилать спальное место приходится сразу после посадки, чтобы к моменту отбоя простынь, наволочка и пододеяльник хоть немного высохли. Некоторые пассажиры и вовсе предпочитают не оплачивать бельё, зная, что оно будет сырым. Если в российских поездах уже несколько лет выдают лёгкие синтепоновые подушки и одеяла, то в украинских подушки такие же пуховые и тяжёлые, как у бабушек в деревнях, а одеяла из верблюжьей шерсти, колючие, коричневого или зелёного цвета, как в любой советской семье. Полотенца тонкие из хлопковой ткани, которые плохо впитывают, а не махровые, как у Федеральной пассажирской компании.

Повезло, если на улице не стоят морозы, потому что в вагонах прохладно. Ближе к ночи первое боковое верхнее место, где лежат одеяла, становится пустым. Поскольку составы старые, окна периодически заклинивает, и закрыть их становится проблематично, тогда незакрывающееся окно в туалете становится дополнительным источником сквозняка. Туалеты, к слову, обычные, а не био, поэтому на время стоянки на станциях закрыты. Кто ездил по железной дороге в XX веке, прекрасно помнит санитарные зоны, когда их окончания приходилось ждать даже больше часа (если поезд выезжал на побережье Чёрного моря).

Из благ современного транспорта в поездах «Укрзализныци» отсутствуют розетки, а также места, специально оборудованные для маломобильной группы населения.

Пассажир пассажиру не враг, а понимающий собеседник

Поскольку основную часть пассажиров составляют граждане Украины, которые едут домой из России, где находятся на заработках, они быстро находят общие темы для разговоров: уровень заработка, оформление документов для пребывания на территории РФ, условия работы. Обсуждают и действия властей своей страны, но никаких положительных изменений не ждут. Женщины в основном работают продавцами, сиделками или нянями, часто жалуются, что работодатели относятся к ним не настолько хорошо, как им хотелось бы, но при этом признают, что заработанных денег хватает, чтобы содержать всю семью, которая осталась на Украине.

Пять лет спустя. «Укрзализныця» вновь запустила электрички в зоне ООС
Пять лет спустя. «Укрзализныця» вновь запустила электрички в зоне ООС
© Twitter, Владимир Гройсман

Проводники доброжелательно относятся ко всем пассажирам. Как и 20 лет назад, предлагают чай, но теперь не только чёрный, а ещё зелёный или с бергамотом. Любителям кофе придётся обойтись растворимым вариантом 3 в 1, никакого зернового, как в российских фирменных поездах нет. В интернете периодически появляются истории о скандалах в поездах на языковой почве. Я, сколько ездила на харьковском поезде, никогда не сталкивалась с подобными ситуациями — проводники и пассажиры общаются друг с другом по-русски. Кроме того, никто ни на кого не смотрит искоса, когда при проверке документов подают российский паспорт. Утром в первую очередь будят тех, кто выходит в Белгороде, потому что на это отводится всего 2-3 минуты, а потом поезд закрывают для проведения пограничного контроля. Иногда бывает так, что из всех 18 вагонов на платформу в Белгороде выхожу только я одна, а все остальные несколько сотен человек продолжают путь на Украину.

После отмены прямого авиасообщения между двумя странами россиянам и украинцам приходится пользоваться наземным или железнодорожным транспортом — выбор невелик. Кроме того, граждане Украины стараются как можно больше заработанных денег отправить домой, поэтому ради экономии сотни-другой готовы потерпеть отсутствие комфорта. Притом что разница в стоимости билетов на вечерние поезда «Укрзализныци» и Федеральной пассажирской компании не так велика: плацкарт — 1496/2421 рубль, купе — 2761/3848 рублей, СВ — 5307/7999 рублей. Но разница в условиях колоссальна.

Расстояние — не в географическом и историческом, а в экономическом смысле, конечно, между Россией и Украиной растет прямо на глазах. Не знаю, как на всей РЖД, но на тех маршрутах, которыми пользуюсь я, а также на вокзалах, в уровне обслуживания Украина все больше отстает от России. Это особенно обидно видеть, когда знаешь, что украинцы — народ очень аккуратный и трудолюбивый.