На Украине вышел второй том графического романа «Воля», в котором известные исторические персонажи Михаил Грушевский, Павел Скоропадский, Игорь Сикорский, Нестор Махно, Владимир Вернадский и Максим Кривонос с техником Аннушкой и польским агентом Агнешкой Бжезинской сообща сражаются против орд зомби, ведомых Владимиром Лениным и Львом Троцким.

При этом Сикорский — сын члена Киевского клуба русских националистов — представлен как «украинский авиаконструктор», а Грушевский и Скоропадский, не терпевшие друг друга в реальной жизни, в комиксе общаются как друзьям. Да и отказавшийся принять от Скоропадского украинское гражданство уроженец Санкт-Петербурга Вернадский тоже представлен идейным украинцем, как и воевавший в реальности с петлюровцами Махно.

День в истории. 16 апреля: на свет появился британский рыцарь, генерал с именем города и лучший друг советских ученых
День в истории. 16 апреля: на свет появился британский рыцарь, генерал с именем города и лучший друг советских ученых
© commons.wikimedia.org, Алексей Романов

Казалось бы, комиксы — это что-то несерьезное. И потому, как правило, они проходят незамеченными для серьезных аналитиков. Однако, на самом деле, это не так.  Под яркой упаковкой и весьма легковесным с точки зрения большой литературы содержанием скрываются совсем не безобидные идеи.

По настоящему комиксы стали завоевывать украинскую публику в 1993 году, когда на прилавках появились два произведения — «Возвращение Мамая» и «Святослав и викинг». Их автор — киевский художник Игорь Баранько. В 2007 году он прогремит на все постсоветское пространство как автор комиксов «Орда», посвященных будущему России, власть в которой перейдет к диктатору. Спустя год — в 2008 году — он создаст комикс «Максим Оса. Человек с того света». Этот комикс полюбился многим украинским детям и взрослым. Полюбился настолько, что идею снять по мотивам комикса фильм вынашивалась пять лет, пока в 2013 году этот совместный украинско-польский проект не победил на питчинге Госкино Украины, которое выделило ему часть финансирования.

Но нестабильность, в которую погрузилась Украина после Майдана, сыграла свою роль и в съемках фильма. Их несколько раз приостанавливали, а в июне 2019 года стало известно о смене режиссера проекта.

Тем не менее, у фильма уже есть трейлер. А над сценарием работали украинские современные писатели, например, такие как Ирэн Роздобудько. И есть надежда, что украинцы наконец посмотрят на приключения казака-чародея.

Однако одним Максимом Осой казацкая тема в современных украинских комиксах не исчерпывается. Тут можно вспомнить и серию «Даогопак» Максима Прасолова и Алексея Чебыкина, стартовавшую в 2012 году. В комиксах рассказывается о трех казаках, дочери ниндзя и их приключениях в Османской империи и не только. Но эти легкие псевдоисторические произведения были лишь предтечей по-настоящему политизированным агиткам.

Использование комиксов для откровенной пропаганды на Украине началось сразу после Евромайдана. Тут можно вспомнить всё ту же «Волю», первый том которой вышел в 2017 году. Кстати, есть сведения, что по мотивам комикса будут снимать фильм.

В июне этого года в Днепре была представлена и графическая новелла под названием «Охоронцi країни» («Хранители страны» — укр.), которая состоит из семи выпусков и изображает приключения современных украинских супергероев: они носят имена легендарных основателей Киева — Кий, Щек, Хорив и Лыбедь — и защищают страну от «северного соседа», под которым подразумевается Россия. И если в этом случае качество исполнения комиксов может вызывать нарекание, то в случае с «Волей» графическая составляющая превосходна. Но главное в этих, уже вышедших и далее, продолжающих выходить комиксах — идеологическая направленность — глубоко антироссийская и даже антирусская. В удобной и красочной форме преподносятся идеи, искажающие реальную историю и представляющие реальных людей с их реальными фамилиями в виде псевдоисторических персонажей, которые действуют не в реальных, а в выдуманных авторами псевдоисторических обстоятельствах. При этом в комиксах заложены идеологические установки — антикоммунистические, но еще в большей степени русофобские.

Так в сознание молодых людей, слабо знакомых с историей и реальными биографиями исторических персонажей, закладываются определенные идеологические постулаты, далекие от реальности и сложных исторических обстоятельств. Комиксы — лишь удобная упаковка идеологии, что-то вроде "псевдоисторического фастфуда" — быстро, ярко и съедобно.

Как говорится, ничего исторического, только политика.