25 июля Служба безопасности Украины объявила о задержании российского танкера NEYMA, который, во версии ведомства, блокировал в Керченском проливе украинские суда «Никополь», «Бердянск» и буксир «Яны Капу». Вскоре стало известно, что экипаж судна находится в безопасности.

Редакция издания Украина.ру вспомнила аналогичные истории с захватом кораблей в середине XX века.

Танкер «Туапсе»

Арест российского танкера: Украинская "партия войны" даёт прощальную гастроль
Арест российского танкера: Украинская "партия войны" даёт прощальную гастроль
© Facebook, Державна прикордонна служба України

В 1950-е годы материковый Китай, которым правил Мао Цзэдун, и Китайская республика на Тайване Чан Кайши находились в противостоянии: перестрелки военных кораблей, воздушные бои истребителей, переброска диверсионных отрядов. Тайваньцы захватывали суда, которые следовали в Китай, и конфисковывали военный груз, если таковой имелся, однако советские корабли не трогали. Всё изменилось после смерти Иосифа Сталина в 1953-м.

24 мая 1954 года советский танкер «Туапсе», перевозивший 10 тысяч тонн керосина для китайских самолётов, вышел из Одессы и взял курс на порт Далянь. Спустя месяц, 23 июня, в нейтральных водах Южно-Китайского моря, в 125 милях от Тайваня, экипаж понял, что за ним следят, сообщил об этом в СССР, им ответили: «следуйте своим курсом». Справа и слева, а также прямо по курсу упали снаряды — если танкер не остановится, по нему откроют огонь. После приказа капитана «Стоп машин!» на борт корабля высадились вооружённые солдаты и первым делом попытались спустить флаг СССР, моряки как могли пытались помешать им, но силы были не равны. Радист успел передать сообщение о захвате судна. Механики спешно выводили из строя механизм, тайваньцы не смогли его завести и оттащили на буксире в порт Гаосюн. Все 49 членов экипажа отказались спускаться на берег, но их посадили в автомобиль.

На острове на моряков оказывали психологическое давление. Им предлагали гражданство США, роскошную жизнь и очень много денег за подпись на заявлении с просьбой о предоставлении политического убежища, но никто не соглашался. Потом им показывали газеты с заголовками «экипаж советского танкера «Туапсе» выбрал свободу», рассказывали, что капитан якобы женился на американке и живёт в Штатах.

Власти Советского Союза не обладали полной информацией об обстоятельствах захвата танкера, и поэтому думали, что за этим стоит Вашингтон. Заместитель министра иностранных дел СССР Валериан Зорин вручил послу США в Москве ноту протеста, но он заявил, что Штаты ни при чём. Однако через 3 месяца двое офицеров спецслужб Тайваня, перешедшие на сторону Китая, сообщили, что провокация устроена с ведома Вашингтона. В дело вступили дипломаты: СССР давили на США, США давили на Чан Кайши — вскоре Тайвань официально признал захват советского судна. Поскольку между Москвой и Тайбэем не было дипломатических отношений, посредником в переговорах выступила Франция.

Куда исчез капитан «Норда»? Почему на Украине пропадают «неудобные люди»
Куда исчез капитан «Норда»? Почему на Украине пропадают «неудобные люди»
© РИА Новости, Стрингер | Перейти в фотобанк

Тем не менее, до окончания истории было ещё далеко. Пытки моряков продолжались, и один, не выдержав, согласился подписать прошение о политическом убежище. Остальным сказали, что началась третья мировая война, а по закону военного времени они подлежат расстрелу. Издевательства становились ещё более жестокими: рацион сократили до минимума, били дубинками по коленям, светили лампой в лицо, по очереди сажали в одиночную камеру. Тогда заявление подписали ещё 20 человек, задумав добраться до страны, где есть посольство СССР, и вернуться домой.

В июне 1955 года во время очередной «беседы» переводчик, воспользовавшись тем, что офицер вышел, сказал моряку: «Передай своим, что французы ведут переговоры о вашем освобождении. Скоро всех отправят на родину».

30 июля 1955 года все члены экипажа, кто не согласился на американское гражданство, торжественно прилетели в Москву, получили орден «Знак Почёта» и денежные премии.

Их коллеги, подписавшие заявления, оставались на Тайване, их расчёт на возвращение домой окольными путями не оправдался. Один моряк покончил жизнь самоубийством. В октябре 1955 года 9 человек улетели в США, рассказывали на радио «Свобода» и «Голос Америки» о гостеприимстве американцев, но по вечерам разрабатывали план побега. В апреле следующего года 5 из них смогли добраться до посольства СССР, и дипломаты помогли им вылететь в Москву. В 1963 году одного из возвращенцев — Ваганова — приговорили к 10 годам лишения свободы за измену Родине, но через 7 лет его помиловали. Оставшихся в Штатах четырёх моряков в СССР по той же статье приговорили к смертной казни. Позже один из них стал психически больным (по некоторым сведениям просто симулировал), и его передали советскому посольству, а в Союзе провёл больше 20 лет в больнице для душевно больных. Трое моряков так и остались жить в США.

Узнав о судьбе коллег, 10 человек, находившихся в Тайване, могли уехать только в страны, где не было посольства СССР. Четверо перебрались в Бразилию и, получив паспорта Польши, уехали в Уругвай, а там их ждали советские дипломаты. В Союзе их осудили за измену Родине на срок 12 и 15 лет, но в 1963 году их помиловали. Шестерых с Тайваня уже не отпускали: двое умерли, одного определили в сумасшедший дом, троих приговорили к 10 годам. Через 7 лет их помиловали и отправили на поселение. Спустя больше 20 лет, в 1988 году, новый консул СССР в Сингапуре обнаружил в сейфе папку с надписью «Туапсе» и, наведя справки, получил от властей острова ответ о готовности передать Москве троих моряков. Они вернулись домой. Через 34 года после того, как отправились в рейс. Последний член экипажа оказался уже на российской земле в 1993 году. Сотрудники посольства Китая позвонили его жене и спросили: «Ваш муж жив. Он лежачий. Вы его примете?» На теплоходе в Одессу его доставили на инвалидной коляске.

Операция «Шаровая молния»

«Туапсе» и «Шаровая молния»: Как СССР и Израиль спасали свои суда, захваченные другими странами

4 июля 1976 года лайнер А300 авиакомпании Air France, следовавший по маршруту Тель-Авив — Париж, приземлился в Афинах для дозаправки. В тот момент, когда он выехал на взлётную полосу и готовился к вылету, в салоне раздался женский голос с немецким акцентом: «Самолёт находится под контролем организации «Революционные ячейки» и Национального фронта освобождения Палестины». Пассажирам приказали сдать оружие и другие опасные предметы, если такие есть, руки вверх и не двигаться, а позже — сдать паспорта.

Самолёт летел над водой, но никто не знал, куда именно. Тогда один из террористов сказал: «Мы приземляемся в столице Ливии — Бенгази. Здесь вас покормят. Ведите себя тихо, из самолёта никто не выйдет. Мы полетим дальше». Президент страны Муаммар Каддафи разрешил воздушному судну находиться в аэропорту 7 часов. Гражданка Великобритании, которая была беременна, сымитировала схватки, и её, вернув паспорт, высадили. Женщина рассказала обо всём Скотланд-Ярду.

Разведка Израиля вела прослушку всех лайнеров, на борту которых находилось большое количество евреев, и, заподозрив неладное, передала сообщение в правительство: «Аэробус А300 авиакомпании Air France с 248 пассажирами на борту, половина из которых евреи, либо потерпел катастрофу, либо захвачен террористами». Тогда премьер-министр Израиля Ицхак Рабин вызвал всех министров и командующего спецназом Дана Шомрона.

Список кораблей: Как и кого захватывала Украина в своих территориальных водах
Список кораблей: Как и кого захватывала Украина в своих территориальных водах
© ООО "В.Ф.Танкер"

На второй день самолёт с заложниками приземлился в аэропорту угандийского города Энтеббе. Президент страны Иди Амин Дада навестил захваченных пассажиров, находившихся в старом здании аэропорта, и пообещал содействовать их скорейшему освобождению. На совещании в Израиле Шомрон говорит, что это шанс политической разведки «Моссад» показать, на что она способна.

«Что за фантазии! Как Вы себе это представляете? Нашим самолётам нужно пролететь над арабскими территориями, обмануть советские системы слежения в Сомали. Это нереально. Бред. У нас в запасе минимум двое суток, подождём. Амин наслаждается властью и вниманием и постарается потянуть время», — ответил Ицхак Рабин.

На третий день в Уганде та самая немка, которая отдавала приказы в самолёте, зачитала заложникам список, в котором значились только те, кто носит еврейские фамилии. Их вывели в другое помещение. По радио объявили, что французов отпустят на следующий день, а евреев убьют, если власти Израиля не отпустят 53 осуждённых террористов.

Тем временем Шомрону приходит в голову мысль, что история с захватом самолёта напоминает ситуацию с убийством 11 израильских спортсменов на Олимпиаде 1972 года в Мюнхене. Тогда спецоперация провалилась из-за немецких полицейских, вооружённых лишь винтовками. Рабин приказал командующему спецназа разработать план освобождения заложников.

На четвёртый день французов, как и обещали, освободили. Шомрон объявил, что аэропорт Энтеббе строила израильская компания, и он получил не только чертежи здания, но и его макет для тренировок.

«Предлагаю использовать «троянского коня». Последняя игрушка Амина — длинный чёрный «Мерседес». Мы найдём такой же, посадим в него наших ребят. «Мерседес» выкатится из самолёта и спокойно подъедет к посту солдат. В принципе мы даже можем сделать чучело Амина», — предложил командующий спецназа.

На пятый день командующий ВВС Израиля Бенджамин Пелед ознакомил Ицхака Рабина с деталями спецоперации, получившей название «Шаровая молния»:

«Два «Боинга-707» ВВС Израиля, перекрашенные в цвета авиакомпании «Эль-Аль», полетят обычным коммерческим маршрутом до единственной дружественной нам страны в регионе Кении. На них будут оборудованы полевые госпитали. Едва «Боинги» приземлятся в Найроби, с базы стартуют четыре «Геркулеса», в которых помимо сотни десантников поместятся полугусеничные вездеходы и тяжёлые пулемёты. Как только «Геркулесы» выйдут из израильской воздушной зоны, они снизятся и полетят ниже зоны действия радаров».

На шестой день президент Уганды Амин, приехавший со своими сыном и женой к заложникам, объявил, что власти Израиля отказались выполнять требования террористов, и посоветовал им написать открытое письмо к правительству своей страны.

Израильские военные отрабатывают действия по освобождению заложников.

На седьмой день два «Боинга-707» авиакомпании «Эль-Аль» и четыре «Геркулеса» вылетели из Израиля. Солдатам, которые должны изображать угандийцев в ложном «Мерседесе» президента, выкрасили гримом лицо и руки. Лайнеры снижаются в Энтеббе.

Из первого «Геркулеса» выезжает «Мерседес» с подставным президентом Уганды. Местные военные отдают ему честь, и в этот момент их расстреливают из пистолетов с глушителями. Израильские джипы с безоткатными орудиями устанавливаются дулами к шоссе, ведущему в город, на случай, если Амин узнает об операции и мобилизует танки.

Немец, охранявший заложников, выстреливает в потолок и падает замертво. В зал врывается загримированный израильский солдат с криками на иврите и английском: «Армия Израиля! Ложитесь!» Все террористы ликвидированы.

Эта спецоперация по освобождению заложников считается одной из самых успешных в мировой истории.

К сожалению, без жертв не обошлось. Во время перестрелки между солдатами и террористами в зале аэропорта Энтеббе погибли трое захваченных пассажиров, ещё одну пожилую женщину, госпитализированную из-за плохого самочувствия, на следующий после освобождения пленных день застрелил президент Уганды. Со стороны спецназа погиб подполковник Йонатан Нетаньяху, брат будущего премьер-министра Израиля.