Харьковский политех был основан в 1885 году академиком Кирпичевым по «менделеевской» программе российских технологических институтов и стал вторым такого рода учреждением в Российской империи после Санкт-Петербургского. Это не удивительно: Харьков к тому времени стал городом-ключом в новому промышленному сердцу Российской империи — Донбассу — и всему стремительно индустриализирующемуся Югу России. В городе располагались, как сейчас бы сказали, офисы многих акционерных каменноугольных и железоделательных обществ. Поэтому необходимость обучения местных кадров техническим премудростям была этим во многом удовлетворена, что благотворно сказалось на следующих поколениях харьковчан, любопытных и до всяких смежных наук.

Как оскароносный уроженец Кременчуга запустил в СССР голую женщину, затмившую золото Америки
Как оскароносный уроженец Кременчуга запустил в СССР голую женщину, затмившую золото Америки
© «Золото Маккенны»
Вот и Евгений Мамут, получая патенты и награды ВДНХ за свои инженерные достижения, параллельно экспериментировал со спецэффектами в киностудии вуза. Позже он вспоминал, что в то время советское и американское кино были на одном уровне. Что помогло ему без трудностей адаптироваться в американской киноиндустрии, как только был освоен английский язык в его технической версии. Который, опять же, наполовину состоял из знакомых харьковскому инженеру-электрику терминов.

Наверное, Юджина (как стали звать Евгения в США) можно назвать наследником наших новаторов мультипликации. Ведь еще в начале XX века, в 1912 году в студии уроженца донецких степей Александра Ханжонкова (которая официально называлась «Торговый дом А. Ханжонкова и К°») Владислав Старевич смастерил один из первых в мире объемных мульфильмов — «Прекрасная Люканида, или Война усачей с рогачами». По тем временам это было выдающееся произведение, о котором лондонская газета Evening News писала: «Как всё это сделано? Никто из видевших картину не мог объяснить. Если жуки дрессированные, то дрессировщик их должен был быть человеком волшебной фантазии и терпения. Что действующие лица именно жуки, это ясно видно при внимательном рассмотрении их внешности. Как бы то ни было, мы стоим лицом к лицу с поразительным явлением нашего века…»

Евгений Мамут в начале 70-х годов прошлого века достойно продолжил дело своих предшественников и еще во время своих харьковских опытов сделал первый 3D-мультфильм, который можно было смотреть в красно-зеленых очках. Премьера его, кстати, состоялась в Киеве. А первую в СССР художественную анимационную ленту со вставками компьютерной мультипликации сделали на собранном местным умельцем первом компьютере, способном рисовать. Еще один интересный авторский метод Мамута называется «батик-эффект» — в нем краска капала на шелк и расплывалась, а ее в реальном времени снимала камера. Этот эффект был использован при создании мультфильма «Носорог» еще в 1977 году.

Однако вскоре мультипликатор с семьей переехал в США. В связи с этим его имя даже было убрано из титров некоторых работ — такие были идеологически непримиримые времена.

Американская история мастера начиналась не очень радужно — ему пришлось несколько месяцев мыть пленки, что было, в своем роде, работой грязной, вредной и отнюдь не почетной. Но инициатива, предприимчивость и техническая сметка вскоре позволили ему выдвинуться в ряд уникальных мастеров своего дела. Дела, которое только начинало свое развитие при довольно слабых по нынешним меркам компьютерах. Поэтому многие эффекты придумывались и воплощались практически «на коленке», отчего еще более поражали воображение почтенной и не совсем таковой публики. Да что там говорить — даже знаменитые «Звездные войны» тогда так делались: обычные макеты, двойная экспозиция, маски.

Ища сферы применения своего уникального таланта, отметился Мамут и в рекламной индустрии. Своеобразный «сертификат качества» ему обеспечила в 1982 году престижная премия «CLIO AWARD» за рекламу часов «Timex».

В эти же годы он придумал «Эластик-эффект» («The elastic effect»), использованный в рекламном ролике автомобиля «Рено». Машина растягивалась на повороте, будто пружина, а другие объекты оставались неподвижными. Это было достигнуто без компьютерной графики с помощью 1200 полосок-«масок», которые в нужное время по очереди перекрывали кадр.

В 1987 году Юджин Мамут совместно с тремя коллегами получил премию «Оскар» — Scientific and Engineering Award (научно-техническая награда) за технические разработки для оптической трюк-машины для фильма «Хищник». Проще говоря, был разработан «камуфляж-эффект» («camouflage effect») — он создавал невидимость и прозрачность персонажа, которого в статике было незаметно, но при динамике возникала «плазменная поверхность, намекающая на тело. Таким образом и был создан знаменитый "Хищник"

«Донбасс. Окраина». Годное кино о хороших людях, убивающих друг друга
«Донбасс. Окраина». Годное кино о хороших людях, убивающих друг друга
© РИА Новости, Нина Зотина | Перейти в фотобанк
Фантастический боевик "Хищник" с Арнольдом Шварценеггером имел потрясающий успех. Кроме Мамута, в том году награды получили такие авторитеты киноиндустрии, как Стивен Спилберг (награду имени Ирвинга Тальберга за выдающийся вклад в кинопроизводство и заслуги перед киноакадемией), Пол Ньюман (за лучшую мужскую роль первого плана) и Майкл Кейн (второго), Оливер Стоун (лучший режиссер, фильм «Взвод»), Диана Уэст за роль в фильме «Ханна и ее сестры» Вуди Аллена. Кстати, этот режиссер порой работал в обстановке полной секретности и приносил коробку с негативами, подписанную «Зимний проект» или «Летний проект», и только в прокате можно было определить, над каким фильмом работали Мамут с коллегами.

Конечно, тяжело простить, что «Крокодил Данди» в тот год ничего не получил, кроме одной номинации, но сейчас речь не о нем.

В результате нашего бывшего соотечественника золотая статуэтка обеспечила заказами на много лет вперед, благодаря чему он отметился участием в таких кинопроектах, как "Грязные танцы", "Матрица", "Куда приводят мечты", "Судья Дред". 

Новый этап творчества начался у Евгения Мамута в 1996 году, с женитьбы на землячке Ирине Борисовой, которая имела опыт создания кукол для харьковского театра. Она оказалась довольно успешной в рекламной индустрии — создала, например, Картофельную голову для компании Burger King. Этот образ, кроме того что был воплощен в более чем 20 роликах, даже в наши дни продолжает активно использоваться.

Просто фантастика. О коварном иезуите, еврейском заговоре и подводном гуманизме
Просто фантастика. О коварном иезуите, еврейском заговоре и подводном гуманизме
© РИА Новости, | Перейти в фотобанк
В 2002 году Борисова и Мамут основали ANIMAGIC — Museum of Animation, Special Effects and Art (Lee, Massachusetts), который включает в себя художественную галерею, музей мультипликации и комбинированных съёмок и студию. В 2019 году их совместному детищу исполняется 17 лет. За это время супруги в непринужденной игровой манере обучили искусству мультипликации сотни детей, многие из которых теперь и сами работают мультипликаторами.

Вернулся Евгений Шамаевич в город своей юности уже в наше время. В 2012 году в рамках IV международного фестиваля короткометражного кино «Харьковская сирень» выдающийся специалист по киноспецэффектам дал мастер-класс по созданию визуальных спецэффектов. Мамут и Борисова оставили отпечатки рук на «Аллее славы» в Харькове, на которой уже поставили свои отпечатки Ален Делон, Жан-Поль Бельмондо, Пьер Ришар, Богдан Ступка и многие другие звезды мирового кино. А когда его спросили: «Кем вы себя ощущаете — американцем или все же украинцем, харьковчанином?», Евгений Мамут ответил: «Дома у меня говорят на русском языке, мыслю я тоже по-русски. Так что я ощущаю себя русским».