В понедельник Суд Европейского союза постановил, что положения закона о Верховном суде Польши от 8 декабря 2017 года противоречат законодательству ЕС, поскольку нарушают принцип несменяемости и независимости судей. По мнению Суда ЕС, положения закона, сокращающие срок полномочий судей Верховного суда, нарушают принцип их несменяемости и независимости.
В решении подчёркнуто, что если Польша хочет реформировать свою судебную систему, то при этом не могут быть нарушены ценности ЕС и Хартия основных прав и договоров — особенно статья 19 (1) Договора о Европейском союзе, которая обязывает государства-члены обеспечивать «эффективную судебную защиту в областях, охватываемых законодательством Союза». По мнению Суда ЕС, эта защита может быть эффективной только в том случае, если суды, включая Верховный cуд Польши, полностью независимы, а сами судьи свободны и независимы.
По мнению Михала Лясковского, пресс-секретаря Верховного суда Польши, решение Суда Европейского союза «в определённой степени означает возвращение к верховенству права» и доказывает хорошее функционирование контрольных механизмов как со стороны Европейской комиссии, так и Суда ЕС. Лясковский подчеркнул, что суд в Люксембурге подтвердил правильность возражений польских судей против реформы системы правосудия в стране, которую третий год осуществляет правительство партии «Право и Справедливость».
Бывший председатель Конституционного суда Польши профессор Анджей Ржеплиньский считает, что решение Суда ЕС больше всего дискредитирует президента Польши Анджея Дуду, который стоял за оспоренным законопроектом о Верховном суде. Действительно, ведь закон предоставлял президенту право личным решением продлить (или не продлить) срок полномочий отправленного на пенсию судьи Верховного суда, причём, как подчёркнуто в решении Суда ЕС, без каких-либо формальных критериев для этого.
Ржеплиньский также отметил, что в этом плане у президента есть конкурент — министр юстиции и генеральный прокурор Польши Збигнев Зёбро, который своевольно увольнял судей апелляционных, окружных или районных судов, назначал судей без какой-либо логики и смысла. «Идея заключалась в том, чтобы судьи боялись и были готовыми выносить решения согласно ожиданиям властей», — считает бывший председатель Конституционного суда Польши.
По мнению представителя общества «Свободные суды» Михала Ваврыкевича, решение Суда ЕС от 24 июня 2019 года является системно важным для всей правовой сферы в ЕС, поскольку в нем чётко очерчено различие между судебной властью и исполнительной/законодательной властью, которые не могут вмешиваться в независимость судов. С ним согласен и профессор Ржеплиньский, который считает, что это станет уроком для политиков не только в Польше, но и во всей Европе. «Это может произойти в Болгарии, в Румынии, где существует проблема отношений судей с классом коррумпированных политиков, а также в Венгрии», — спрогнозировал последствия решения Суда ЕС бывший председатель Конституционного суда Польши. Учитывая нарастающие конфликты в связи с избранием нового руководства Европейского союза, приведённый перечень стран, против которых Брюссель может использовать «судебный кнут», является далеко не исчерпывающим.