В понедельник Суд Европейского союза постановил, что положения закона о Верховном суде Польши от 8 декабря 2017 года противоречат законодательству ЕС, поскольку нарушают принцип несменяемости и независимости судей. По мнению Суда ЕС, положения закона, сокращающие срок полномочий судей Верховного суда, нарушают принцип их несменяемости и независимости.

В решении подчёркнуто, что если Польша хочет реформировать свою судебную систему, то при этом не могут быть нарушены ценности ЕС и Хартия основных прав и договоров — особенно статья 19 (1) Договора о Европейском союзе, которая обязывает государства-члены обеспечивать «эффективную судебную защиту в областях, охватываемых законодательством Союза». По мнению Суда ЕС, эта защита может быть эффективной только в том случае, если суды, включая Верховный cуд Польши, полностью независимы, а сами судьи свободны и независимы.

Чужой среди чужих. Западная пресса о визите Владимира Зеленского в Брюссель
Чужой среди чужих. Западная пресса о визите Владимира Зеленского в Брюссель
© AFP, EMMANUEL DUNAND | Перейти в фотобанк
Решение Суда ЕС принято по иску Европейской комиссии против Польши, поданному 24 сентября минувшего года — то есть чрезвычайно быстро, по меркам ЕС. Более того, Евросуд ещё 19 октября 2018-го распорядился приостановить вышеуказанные положения закона о Верховном суде Польши. Это обеспечительное решение вынудило Варшаву сделать несколько шагов назад в реформе правосудия: 21 ноября Сейм, а через два дня и Сенат Польши приняли поправки к закону о Верховном суде, которые позволят вернуть на работу судей, ранее принудительно отправленных на пенсию по достижении 65 лет (что касалось почти трети членов Верховного суда). Закон был незамедлительно подписан президентом Анджеем Дудой. Однако Европейская комиссия свой иск не отозвала, и вчера процесс завершился полной победой Брюсселя над Варшавой.

По мнению Михала Лясковского, пресс-секретаря Верховного суда Польши, решение Суда Европейского союза «в определённой степени означает возвращение к верховенству права» и доказывает хорошее функционирование контрольных механизмов как со стороны Европейской комиссии, так и Суда ЕС. Лясковский подчеркнул, что суд в Люксембурге подтвердил правильность возражений польских судей против реформы системы правосудия в стране, которую третий год осуществляет правительство партии «Право и Справедливость».

Бывший председатель Конституционного суда Польши профессор Анджей Ржеплиньский считает, что решение Суда ЕС больше всего дискредитирует президента Польши Анджея Дуду, который стоял за оспоренным законопроектом о Верховном суде. Действительно, ведь закон предоставлял президенту право личным решением продлить (или не продлить) срок полномочий отправленного на пенсию судьи Верховного суда, причём, как подчёркнуто в решении Суда ЕС, без каких-либо формальных критериев для этого.

Ржеплиньский также отметил, что в этом плане у президента есть конкурент — министр юстиции и генеральный прокурор Польши Збигнев Зёбро, который своевольно увольнял судей апелляционных, окружных или районных судов, назначал судей без какой-либо логики и смысла. «Идея заключалась в том, чтобы судьи боялись и были готовыми выносить решения согласно ожиданиям властей», — считает бывший председатель Конституционного суда Польши.

«Злая шутка» Вятровича. Польша озабочена отношениями Украины с РФ больше, чем своими с Украиной
«Злая шутка» Вятровича. Польша озабочена отношениями Украины с РФ больше, чем своими с Украиной
© Facebook, Holodomor Research and Education Centre | Перейти в фотобанк
Сами же власти Польши пытаются сделать хорошую мину при плохой игре. 24 июня глава польской дипломатии Яцек Чапутович заявил, что решение Суда ЕС не имеет для Польши практического значения, поскольку все необходимые изменения в законодательство внесены после обеспечивающего решения в ноябре минувшего года. «Мы не будем предпринимать никаких действий», — сказал глава МИД Польши журналистам. При этом Чапутович отметил, что для него более важным является принятое несколько недель назад решение Суда ЕС о том, что прокуратура в Германии не является независимой, и это будет иметь «огромные последствия для всей правовой системы ЕС». Однако слова главы МИД Польши в стиле «у вас тоже рыльце в пушку» скорее похожи на попытку упредить резонанс от ещё двух решений Суда ЕС по иску уже польских судей против своей страны — относительно Высшего совета правосудия и Дисциплинарной палаты Верховного суда Польши — которые ожидаются 27 июня.

По мнению представителя общества «Свободные суды» Михала Ваврыкевича, решение Суда ЕС от 24 июня 2019 года является системно важным для всей правовой сферы в ЕС, поскольку в нем чётко очерчено различие между судебной властью и исполнительной/законодательной властью, которые не могут вмешиваться в независимость судов. С ним согласен и профессор Ржеплиньский, который считает, что это станет уроком для политиков не только в Польше, но и во всей Европе. «Это может произойти в Болгарии, в Румынии, где существует проблема отношений судей с классом коррумпированных политиков, а также в Венгрии», — спрогнозировал последствия решения Суда ЕС бывший председатель Конституционного суда Польши. Учитывая нарастающие конфликты в связи с избранием нового руководства Европейского союза, приведённый перечень стран, против которых Брюссель может использовать «судебный кнут», является далеко не исчерпывающим.