Напомню вкратце историю вопроса. В конце ноября 2018-го парламент Польши сделал шаг назад в судебной реформе, которая продолжается в этой стране второй год и вызывает резкую критику со стороны Европейского союза. 21 ноября Сейм, а через два дня и Сенат Польши приняли поправки к закону о Верховном суде Польши, которые позволят вернуть на работу судей, ранее принудительно отправленных на пенсию по достижении 65 лет. Закон был незамедлительно отправлен на подпись президенту.

Такое «скоростное» внесение поправок в закон, который много месяцев защищали все высшие руководители Польши, напоминает ситуацию с изменением закона об Институте национальной памяти в июне 2018-го. Тогда под давлением США и Израиля законопроект, отменяющий уголовную ответственность за приписывание Польше преступлений гитлеровцев, был проголосован Сеймом и Сенатом и подписан президентом на протяжении нескольких часов.

Поправками предусмотрено продление полномочий судей Верховного и Высшего Административного судов, которым больше 65 лет. Кроме продления полномочий верховных судей, законопроект отменяет процедуру получения соответствующего согласия президента на продление таких полномочий. Таким образом, 20 членов Верховного суда, которые ранее были вынуждены уйти на пенсию в связи со снижением пенсионного возраста, смогут вернуться к работе. Кроме этого, каденцию председателя Верховного суда предлагают признать непрерывной, то есть отстранённая с этой должности Малгожата Герсдорф вернётся к исполнению своих обязанностей.

Отменённые положения закона о Верховном суде ранее вызвали критическую реакцию со стороны Еврокомиссии, которая обвиняла Польшу в попытках правящей партии установить контроль над судебной властью. Исполнительный орган ЕС возбудил в отношении Польши санкционную процедуру и подал иск в Суд ЕС. Он, в свою очередь, 19 октября 2018-го распорядился приостановить вышеуказанное положение закона о Верховном суде Польши.

Стоит отметить, что принятый закон является первой серьезной уступкой Польши в её многолетнем противостоянии с Европейским союзом по поводу верховенства права. Более того, министр юстиции страны Збигнев Зёбро, выступая в Сейме, заявил: «Мы выполняем наши обязательства», хотя ещё в сентябре польские власти отвергали претензии ЕС к закону о Верховном суде, подчеркивая, что они имеют право проводить реформы судебной ветви власти.

Таким образом, оправдался прогноз, который озвучил после обращения Еврокомиссии в Суд ЕС лидер польской популистской партии «Кукиз'15», бывший рок-музыкант Павел Кукиз. В конце сентября 2018-го, отвечая на вопрос, может ли «Право и справедливость» отказаться от реформы судебной системы, Кукиз заявил: «Я не исключаю ситуации, когда они сделают вольт, как с законом об Институте национальной памяти, и внезапно в один прекрасный день хвост взмахнёт котом» (прозрачный намёк на любовь лидера ПиС Ярослава Качиньского к кошкам).

Правда, закон о частичной отмене судебной реформы до сих пор не подписан президентом Польши Анджеем Дудой, хоть и принимался в авральном порядке перед экстренным саммитом ЕС, прошедшим 25 ноября. Тогда официальный представитель Европейской комиссии Мина Андреева лишь назвала его «шагом в правильном направлении», а накануне начавшейся 13 декабря встречи глав государств и правительств стран-членов ЕС Еврокомиссия отказалась отозвать иск против Польши, поданный в Суд ЕС.

И дело не только в том, что принятый закон пока не вступил в силу — ведь досрочный выход на пенсию судей Верховного суда является далеко не единственной претензией Брюсселя к Варшаве в сфере правосудия. Речь идёт, к примеру, о создании в составе Верховного суда Польши дисциплинарной палаты, которая получила возможность давления на судей всех инстанций, а также об изменениях в законе о Национальном совете правосудия (НСП). Этот орган, отвечающий за отбор новых и ответственность действующих судей, был избран голосованием в Сейме, что вызвало обвинения в его политической ангажированности (до этого НСП формировал сам судейский корпус). Обвинения не голословны — ведь в НСП вошли в основном судьи судов низшей инстанции, причём только представители правящей партии «Право и справедливость» и её ситуативных союзников из «Кукиз'15».

Ныне решения Национального совета правосудия оспариваются Высшим административным судом Польши, который также направил иск против этого органа в Суд ЕС. В свою очередь, НСП решил обратиться в Конституционный суд Польши за подтверждением того, что сам Совет избран в соответствии с основным законом страны. Кроме этого, ещё в середине октября 2018-го министр юстиции Польши Збигнев Зёбро обратился в Конституционный суд с предложением признать несоответствующей основному закону Польши статью 267 Договора о функционировании Европейского союза. Собственно, именно она дает право польским судам обращаться в Суд ЕС в Люксембурге относительно действий или решений национальных органов власти и позволяет Суду ЕС принимать обязывающие решения по этому поводу.

Подготовка к рассмотрению этого вопроса в Конституционном суде Польши сопровождается скандалом: в начале декабря этого года семь судей КС обвинили председателя этого органа в противоправном формировании коллегий для рассмотрения важных для правительства дел исключительно из судей, избранных по квоте правящей партии «Право и Справедливость». В свою очередь, председатель Конституционного суда Юлия Пшилембска в эфире государственного телевидения Польши 12 декабря обвинила этих судей в политизации работы КС, однако при этом сама набросилась с обвинениями на зампреда Европейской комиссии Франца Тиммерманса, который является своеобразным координатором кампании руководства ЕС против польской судебной реформы.

Таким образом, польские власти предлагают ЕС «пряник» — частичную отмену положений спорного законопроекта о Верховном суде Польши, но единовременно демонстрируют готовность достать «кнут» в виде решений Конституционного суда Польши, которые могут привести к выходу этой страны из единого правового поля Европейского союза. Конечно, на саммите ЕС 13-14 декабря вопрос реформы правосудия в Польше не будет главным — ведь лидеры Евросоюза собираются обсуждать Brexit. Однако председатель Европейского совета, экс-премьер Польши Дональд Туск, которого регулярно вызывают в польские суды, в кулуарах саммита вполне может подшутить над своим нынешним преемником Матеушем Моравецким — мол, встретимся в Суде ЕС.