Брюссель хочет, чтобы ситуация в Верховном Суде Польши «вернулась» в 3 апреля 2018 года, когда вступили в силу положения закона, предусматривающие снижение пенсионного возраста судей ВС с 70 до 65 лет. В связи с этим 27 из 72 действующих судей Верховного Суда Польши были отправлены на пенсию, в том числе председатель ВС Малгожата Герсдорф, чьи полномочия определяются Конституцией Польши и заканчиваются только через два года. Европейская Комиссия также считает, что судьи Верховного Суда Польши, которые уже были отправлены на пенсию в свете новых правил, должны быть восстановлены в должности, даже если кто-то уже назначен на их место. ЕК также требует прекратить назначение новых судей ВС на места тех, кто, по мнению Европейской Комиссии, «преждевременно отправлен в отставку».
Правовой основой жалобы является обязательство Польши по ст. 19 п. 1 Договора о Европейском Союзе в связи со ст. 47 Хартии основных прав ЕС. В статье 19, в частности, говорится, что страны ЕС устанавливают меры, «необходимые для обеспечения эффективной судебной защиты в областях, охватываемых законодательством Союза». В свою очередь, фрагмент Хартии основных прав, на который ссылается Еврокомиссия, говорит о праве граждан стран ЕС на эффективные средства правовой защиты и доступу к беспристрастному суду.
Европейская Комиссия официально еще не передала жалобу в Суд ЕС, но это должно быть сделано в ближайшие дни. После этого первым шагом Суда ЕС станет решение об обеспечительных мерах (то есть приостановлении отдельных статей закона о Верховном Суде Польши). Как правило, суд в Люксембурге принимает такое решение очень быстро — к примеру, в случае спора ЕС с Польшей о Беловежской пуще это случилось на протяжении шести дней. При этом Европейская Комиссия направила официальное уведомление Польше о необходимости привести законодательство страны к нормам Европейского Союза. По словам официального представителя ЕК Маргаритиса Шинаса, у Варшавы есть месяц на подготовку ответа.
Стоит отметить, что обращение Еврокомиссии в суд Европейского Союза формально не связано с начатой 20 декабря 2017 года процедурой введения санкций против Польши на основе статьи 7 Договора о создании ЕС. Однако в обоих случаях Брюссель обвиняет власти в Варшаве в том, что посредством изменения закона о Верховном Суде они хотят заменить неугодных судей, а это подрывает независимость судебной власти в стране в целом. При этом ещё в июне 2018-го пять из восьми фракций Европейского Парламента (включая две крупнейшие — Европейской народной партии и социал-демократов) потребовали, чтобы Европейская Комиссия немедленно обратилась в суд Суду ЕС с целью приостановления применения закона о ВС Польши. По мнению евродепутатов, это единственный способ «остановить чистку в Верховном Суде».
Польские власти отвергает подобные претензии ЕС, подчеркивая, что они имеют право проводить реформы судебной ветви власти. «То, что сделала Европейская Комиссия, для нас не было большим сюрпризом, потому что все знают, что у нас продолжается спор, во многом основанный на непонимании ЕС ситуации в стране, которая претерпевает трансформацию», — так прокомментировал ситуацию премьер-министр Польши Матеуш Моравецкий.
Председатель Сената Польши Станислав Карчевский сказал, что польское правительство имеет очень сильные предметные и юридические аргументы и представит их в Суде ЕС. «Я убежден, что эта жалоба будет отклонена», — заявил Карчевский.
«Мы считаем, что Суд ЕС не должен заниматься этим вопросом, поскольку он не входит в его компетенцию. Согласно Договору о создании ЕС, формирование органов правосудия принадлежит к полномочиям стран-членов», — подчеркнул Ян Кантхак, официальный представитель Министерства юстиции Польши.
Один из «ястребов» правящей в Польше партии «Право и Справедливость» (ПиС), председатель Постоянного комитета Совета Министров (то есть руководитель аппарата правительства) Яцек Сасин, комментируя решение Европейской Комиссии, прямо заявил: «Это месть за то, что Польша не подчиняется единому фронту в Европе, который говорит о приёме беженцев без каких-либо ограничений, и о безоговорочном принятии политики Брюсселя». Сасин также подчеркнул, что проблема заключается в том, что договоры Европейского Союза не соблюдаются. «Сегодня, как «Право и Справедливость», мы защищаем европейский проект от тех, кто хочет его уничтожить, — добавил он, — В тех случаях, когда европейские договоры явно это не определяют, существует верховенство национального права, примат Конституции».
Депутат Сейма от ПиС Кристина Павлович, которую смело можно назвать «польской Мизулиной», заявила, что у властей ЕС есть одна цель — свергнуть или, по крайней мере, ослабить правительство «Права и Справедливости» в Польше, особенно в период избирательной кампании (местные выборы пройдут в Польше 21 октября).
«Нынешнее правительство Польши является солью в глазах левых политиков, которые овладели Западной Европой. Венгрия, Польша, а теперь понемногу и Италия стали своеобразным мальчиком для битья, которого наказывают с нарушением всех правил, пренебрегая законом и договорами. Потому что они дают деньги, они решают, имеют много возможностей действовать, и этот сериал будет продолжаться до тех пор, пока мы находимся у власти. Мы никогда в этом вопросе не договоримся, потому что это война не на жизнь, а на смерть» — заявила пани Павлович.
Польская оппозиция, которая на протяжении последних месяцев организовала ряд массовых акций в поддержку независимости правосудия в Польше, считает решение Европейской Комиссии закономерным. «Если политики ПиС не изменят нынешнюю политику борьбы с Европейской комиссией, политику мошенничества и лжи, они будут платить за нее. Приходит время расплаты» — заявил председатель партии «Гражданская платформа» Гжегож Схетына.
Депутат от «Гражданской платформы Цезари Томчик подчеркнул, что Европейская Комиссия пользуется правами, которыми обладает с тех пор, как поляки согласились стать частью Европейского Союза. «Парадокс в том, что сегодня европейские институты защищают независимость польских судов, а польское правительство делает все, чтобы судьи зависели от политиков», — добавил депутат.
Стоит отметить, что давление правительства ПиС на польских судей не ограничивается законом о Верховном Суде. Еще в минувшем году был принят закон о судах общей юрисдикции, который наделил министра юстиции Польши назначать и увольнять председателей местных и апелляционных судов, и в первый же день его действия были уволены более 40 руководителей судов разного уровня. Позже был изменён закон о Национальном Совете Правосудия, и этот орган, отвечающий за отбор новых и ответственность действующих судей, был избран голосованием в Сейме (до этого его формировал сам судейский корпус). Примечательно, что в Национальный Совет Правосудия вошли в основном судьи судов низшей инстанции, причём только представители правящей партии «Право и Справедливость» и её ситуативных союзников из популистского движения «Кукиз'15».
Кстати, лидер этой политической силы, бывший рок-музыкант Павел Кукиз в создавшейся ситуации попытался продемонстрировать независимость от власти, хотя и не преминул бросить камень в огород ЕС. «Я жил во времена, когда Советский Союз решал, что произойдет в Польше, и я в жизни не соглашусь с тем, чтобы любой внешний, европейский, американский или какой-то другой орган эти времена снова вернул» — заявил Кукиз. Однако, по его мнению, реформируя судебную систему, ПИС сделала несколько не самых лучших шагов, хотя бы в отношении пани Герсдорф — поскольку в Конституции срок полномочий председателя Верховного Cуда составляет шесть лет, «нужно было эти два года сцепить зубы и потерпеть». Отвечая на вопрос, может ли ПиС отказаться от реформы судебной системы, Кукиз заявил: «Я не исключаю ситуации, когда они сделают вольт, как с законом об Институте национальной памяти, и внезапно в один прекрасный день хвост взмахнёт котом» (прозрачный намёк на любовь лидера ПиС к кошкам).
При этом сам «теневой начальник Польского государства», председатель партии «Право и Справедливость» Ярослав Качиньский до сих пор не прокомментировал действия Европейской Комиссии и возможные решения Суда ЕС. «Если через неделю Качиньский будет «поставлен к стенке» решением Суда ЕС, он, вероятно, пойдет на полную конфронтацию, надеясь, что это поможет ему выиграть выборы в местные органы власти. Если вердикт не будет вынесен быстро, ПиС и дальше будет раздумывать, как действовать дальше», — считает политолог, профессор Антони Дудек.
А вот представители судейских ассоциаций Польши не скрывают своего удовлетворения действиями ЕК. Беата Моравец, судья окружного суда в Кракове, председатель Ассоциации судей «Themis», говорит, что не может себе представить игнорирования решения Суда ЕС. «Я надеюсь, что власти смогут предвидеть последствия своих действий и знают, что несоблюдение постановлений Суда ЕС станет первым шагом на пути к PolExit», — отмечает она. Кристиан Маркевич, президент Ассоциации польских судей «Iustitia», рассчитывает на то, что жалоба Еврокомиссии будет рассмотрена исключительно быстро, в течение пяти-шести месяцев.
Один из самых известных польских юристов, председатель Верховного Суда Польши в 1990-1998 годах, профессор Адам Стжембош напоминает, что в начале 2018 года Суд ЕС уже принял решение относительно гарантий независимости судебной системы. «Хотя вердикт касался Португалии, в нем определён стандарт, который может и должен рассматриваться как обязательный и в других странах Европейского Союза. Я удивлен, что это недооценивается и даже отрицается в Польше. В этом решении упоминаются условия, которые должны быть соблюдены для учреждения, считающегося судом, и условия для судей, которые считаются независимыми», — заявил он в интервью порталу Prawo.pl.
Отвечая на вопрос журналиста о том, выполнят ли в Польше решения Суда ЕС, профессор Стжембош сказал: «Надеюсь, хотя я не знаю, что сделают польские власти. Потому что если это будет решение о возврате к предыдущему состоянию, им будет трудно это вынести. Но они могут осознать, что цена невыполнения будет слишком высокой. То же самое произойдет после ожидаемого окончательного решения Суда. В обоих случаях все будет зависеть от намерений самого важного человека в государстве, то есть председателя «Права и Справедливости».
Собственно, именно вопрос невыполнения грядущих решений Суда ЕС относительно закона о Верховном Суде Польши является главным во всей этой ситуации. Ведь ещё в конце августа 2018 года вице-премьер-министр Польши Ярослав Говин допустил, что Польша будет игнорировать решение Суда ЕС, «если оно будет нарушать положения Лиссабонского договора». Комментируя эти слова, премьер-министр Польшм Матеуш Моравецкий отметил, что «это не Польша, а более десятка других стран-членов Европейского Союза на протяжении многих лет не выполняют решения Люксембургского суда». Он упомянул Италию, Грецию и Испанию. «Германия и Франция также имеют невыполненные решения, причём по очень важным вопросам», — утверждал Моравецкий.
Формально Моравецкий прав, по состоянию на июль этого года 52 решения Суда ЕС не были выполнены. Лидерами являются Греция (11 решений), Италия (10) и Испания (7). Однако польские юристы, опрошенные порталом «na:Temat» , обращают внимание на то, Польша создает прецедент — ведь никогда ранее высшие представители правительства страны-члена не заявляли, что не выполнят решения Суда ЕС, если оно им не понравится. «Европейские страны могут использовать всевозможные комбинации, но они никогда не повергали сомнению право Суда ЕС выносить решения, и не оспаривали их содержание. Это всегда был юридический спор», — подчеркивает доктор Александр Цесьлински, специалист по праву ЕС. По его мнению, Суд ЕС полностью компетентен оценивать судебную реформу в Польше, а тот факт, что Верховный Суд страны-члена может приостановить применение положений национального законодательства, подвергающиеся сомнению в плане соответствия законодательства Евросоюза, давно признан в судебной практике Суда ЕС.
А профессор Ежи Менкес обращает внимание на то, что во во всех предыдущих случаях невыполнения решений Суда ЕС странами-членами Евросоюза речь шла о материальном праве, а в случае Польши — это политическая система и общие европейские ценности. «Это фундаментальная проблема. Остальные решения не связаны с демократией или верховенством права», — считает юрист.
Какой же может быть ответственность Польши в случае невыполнения решений Суда ЕС? В Договоре о функционировании Европейского союза есть статья 260, которая гласит, что если входящее в ЕС государство не выполнит решение Европейской Комиссии, она может обратиться с жалобой в Суд ЕС, который затем может наложить на страну-члена денежные санкции. К примеру, невыполнение решений Суда ЕС обошлось Италии и Испании в сотни миллионов евро.
Конечно, вряд ли до этого дойдёт, ведь свобода передвижения граждан ЕС — одна из четырёх главных свобод Европейского Союза. Однако сомнения в том, что Польша придерживается одной из фундаментальных ценностей ЕС — верховенства права — уже вызвали отказы судов ряда стран-членов Евросоюза в экстрадиции граждан Польши по запросу её правоохранительных органов. Повод — сомнения в том, что на родине подозреваемым будет обеспечено право на справедливый суд. В ответ, как описано выше, польские власти поставили под сомнение правомочность Суда ЕС, полное официальное название которого — «Court of Justice of the European Union», что дословно можно перевести как «Суд Справедливости Европейского Союза». Но именно в этом суде в ближайшем будущем придётся встретиться представителям правительства Польши с функционерами Европейской Комиссии.