Привоз: Легендарный рынок уплыл из рук одесситов
Привоз: Легендарный рынок уплыл из рук одесситов
© Public Domain/Kuldinboxru
В каждом городе есть место, которое проходит с ним путь от рождения до современного состояния, впитывая в себя память прошлых поколений жителей и оставаясь на карте, даже если от него сохранилось только название. Например, район Пяти углов Нью-Йорка, породивший понятие американской нации, или Деволановский спуск в Одессе, сплавивший множество национальностей в колоритное понятие «одессит». Особняком в этом списке стоит Житний рынок Киева на Подоле, незаслуженно забытый современниками, прошедший красной нитью через всю историю матери городов русских и ставший тем сакральным местом, вокруг которого вырос древний Подол.

Старше Кия

Появление торжища возле склона нынешней горы Щекавицы датируется археологами VIII веком нашей эры и вполне сопоставимо со временем основания Киева братьями Кием, Хоривом и Щеком, описанными Нестором Летописцем в «Повести временных лет»: «…а Щекъ сѣдѧше на горѣ • гдѣже ноне зоветсѧ Щековица».

Вполне возможно, что торжище на Глубочице появилось задолго до братьев, ведь точная дата основания Киева не установлена, а у подножия горы археологами были обнаружены славянские захоронения дохристианской эпохи VIII-IX веков. Современные историки и археологи связывают появление торжища в этом месте с его удачным расположением на водном торговом пути «из варяг в греки», связывавшим север Руси с южными землями, а Балтийское море — с Черным. Действительно, в описываемые Нестором Летописцем времена через территорию Торжища текла река Глубочица, впадавшая в реку Почайну, получившую своё название из-за большой глубины, позволявшей ей принимать нагруженные зерном баржи торговцев и ладьи варягов.

Привоз: Легендарный рынок уплыл из рук одесситов
Привоз: Легендарный рынок уплыл из рук одесситов
© Public Domain/Kuldinboxru

Торг на реке

Вдоль двух берегов Глубочицы появились торговые места, на которых с барж и лодок масштабно торговали рожью (житом). Ведь в те времена колесо еще не получило широкого распространения, да и массовое производство подвод на гужевой тяге появилось несколькими веками позднее. Поэтому близость Днепра и наличие у крестьян лодок делали водные пути наиболее привлекательным транспортом.

Вокруг пристаней, находившихся в километре от места впадения Губочицы в реку Почайну, возникла площадь, разделявшаяся рекой Глубочицей на две части и ставшая местом притяжения для купцов и ремесленников, фактически основавших Подол. В летописях эта площадь упоминалась как Торжище, на которое приезжали купцы со всех стран: варяги, византийцы, немцы, арабы, хазары, бухарцы, булгары. По современным меркам Торжище занимало целый квартал, а его центром было место, где сейчас расположена автостанция "Подол". Кстати, возле современной автостанции есть топоним, хранимый памятью киевлян, — автобусная остановка «Житний рынок», ведь благодаря основному товару базар на притоке Днепра получил название Житний торг.

Основатель Подола

Хорошее расположение торга, рост населения Киева и его особенное значение в становлении славянской государственности способствовали росту богатства местных купцов и ремесленных объединений, на средства которых начали возводиться храмы. В частности, по инициативе князя Мстислава Великого и на средства торговавших хлебом купцов в 1131-36 годах была построена церковь Пирогощи Богородицы (Киево-Подольский Успенский собор), о чем упоминается в Лаврентьевской летописи от 1131 года — «в то же лѣто заложи Мстиславъ церковь святыя Богородицы Пирогощюю».

Постепенно Торжище стало центром общественной и политической жизни Киева. Во времена Киевской Руси здесь проходили многолюдные вече. За относительно короткий промежуток времени с Х по XIII век площадь Подола увеличилась до 200 гектаров, а численность населения достигала 50 тыс. человек.

Развитию торга немало способствовало заселение склонов горы Щекавицы к концу XII века и превращение ее в окраину Киева. В летописи 1151 года упоминается крепость на горе Щекавица, под защитой которой были поселения и торжище на Глубочице. Житний торг и разрастающийся вокруг него Подол становятся основным торговым и ремесленным центром города. Рядом с Житним рынком археологами была обнаружена древняя мастерская, датируемая XII веком — предположительно дубильня, в которой под прессом в растворе вымачивали кожи. Все отходы от этого ремесленного производства сливалась в ручей Киянка, пробегавший прямо посереди ложбины и впадавший в Глубочицу, которая сливалась из ключей в районе современной Лукьяновки и Львовской площади и протекала по современным улицам Глубочицкая, Верхний и Нижний Вал.

Книжная «Петровка», крупнейший книжный рынок Киева, умирает из-за русофобии
Книжная «Петровка», крупнейший книжный рынок Киева, умирает из-за русофобии
© rutraveller.ru

Разрушен до основания

Но многочисленные укрепления не спасли Киев от нашествия монголо-татар. 5 сентября 1240 года Киев, столица Киевского княжества, был осажден войсками монгольских улусов во главе с чингизидом Батыем и военачальником Мунке и в результате многомесячной осады был взят 19 ноября того же года. После массовой резни с пожарами и разрушениями Киев был полностью уничтожен, торговать было не с кем и нечем.

Археологические исследования Киева показывают ужасающую картину татаро-монгольского погрома 1240 года, в одной лишь братской могиле были найдены останки около двух тысяч киевлян. Францисканский монах Плано Корпини так описывал трагическую картину упадка столицы Древней Руси: Киев «теперь сведен почти на нет и там едва насчитывается 200 домов».

Страх и ужас в Киеве. Украина накануне легализации наркотиков
Страх и ужас в Киеве. Украина накануне легализации наркотиков
© РИА Новости, Сергей Венявский | Перейти в фотобанк
Достоверные исторические сведения о первых 70 годах после разорения Киева после 1240 года отсутствуют. До сих пор это малоизученная страница отечественной истории. Основными источниками того периода были картографические материалы и записи иностранцев-путешественников. Большая часть историков склоняется к мнению, что Киев в течении XIII-XIV веков находился в запустении. О масштабах разрушения Киева и последовавшей за ним деградации может свидетельствовать тот факт, что церковь Пирогощи Богородицы почти полностью разрушенная в 1240 году была восстановлена только спустя 234 года в 1474 году!
Одесский книжный рынок: От советской цензуры до черного нала и контрабанды
Одесский книжный рынок: От советской цензуры до черного нала и контрабанды
© скриншот "Новости 7 канал Одесса" | Перейти в фотобанк

Возрождение из пепла

Древний Киев лежал в руинах, но неизменным оставалось его выгодное географическое положение. По предположению ряда историков, поскольку первым начал возрождаться именно Подол, бывший в то время основным торгово-ремесленным районом, население Подола оставило дома пригорода Киева еще до начала штурма. Когда спустя несколько лет руины Щекавицы облюбовали земледельцы, вершина горы была занята под выращивание хлеба, а склоны — под виноградники, Житний торг воскрес из пепла. Тот же Плано Корпини уже в 1245 году увидел в Киеве купцов из разных стран Европы и Константинополя. По старой памяти земледельцы снова начали торговать своим товаром — рожью и виноградом — на месте сожженного монголами Житного торга. Торжище начало свою историю сначала, вновь притягивая к себе купцов и ремесленников.

Монголо-татарское нашествие и последовавшее за ним иго, с десятинным оброком товаров и населения, очень сильно затормозило восстановление Киева. От нанесенных увечий город не смог окончательно оправиться даже спустя триста лет. Так, посланник австрийского императора Эрих Лясота в 1596 г. писал: «Там, где стоят руины, где когда-то находился город, теперь или почти нет зданий, или их очень мало, нынешний город построен внизу…» А по количеству жителей Киев смог догнать показатели 1240 года лишь спустя 600 лет, к XIX веку.

Староконный рынок Одессы: От скотного двора до торгового центра
Староконный рынок Одессы: От скотного двора до торгового центра
© odessa-history.livejournal.com

Торговый центр Киева

К началу ХV века благодаря реке Глубочице — главной внутренней транспортной артерии Киева — Житний торг и окружающий его Подол снова стали торговым центром возрождающегося Киева, вокруг которого появляются кварталы ремесленников.

Например, в ложбинах Гончары и Кожемяки жили ремесленники гончары и кожемяки. Впрочем, именно популярность Глубочицы сыграла с ней злую шутку — река, изначально имевшая густую сеть прилегавших к ней ручьев и балок (Юрковица, Турец), потеряла свою глубину и полноводность из-за заселения местности и последовавшего засыпания притоков для строительства новых улиц и кварталов. Поэтому к концу XVII века Глубочица стала непригодной для судоходства. Обмеление Глубочицы не привело к спаду торговли, поскольку шло параллельно с развитием сети дорог Киева, которые обеспечивали подвоз товара к Житному торгу.

Купеческие гильдии, имевшие лавки на Житном, считали своим долгом возвести церковь неподалёку от рынка — вот почему район Подола, вокруг бывшего Житного торга, окружён множеством небольших церквушек. Это и церковь Николая Притиска, построенная на месте первого киевского храма Святого Николая, и Крестовоздвиженская церковь, и девичий Флоровский монастырь. Возведенные на средства купцов храмы настолько гармонично вплелись в архитектуру Подола, что породили в народе пословицу — «Киев невозможен без Подола, как святой Владимир без креста».

«Седьмой километр» в Одессе. Крупнейший рынок Европы стал чёрной дырой
«Седьмой километр» в Одессе. Крупнейший рынок Европы стал чёрной дырой
© 7km.net

Вплоть до ХVII-ХVIII веков вокруг Житнеторжской площади, как стало именоваться торжище в те времена, размещались иностранные торговые сообщества: армянский, греческий, генуэзский, турецкий и иные кварталы. Развитию Житного торга и возведению новых храмов способствовало Киевское братство, боровшееся с Речью Посполитой и униатами с начала ХVI века и объединившее мещан 17 ремесленных цехов, а также Межигорское подворье Запорожской Сечи.

Раз в год в Киеве, на территории Житнеторжской площади, проводилась Крещенская ярмарка, установленная "привилеем" польского короля Сигизмунда I, история которой прослеживается как минимум с XVI века.

Выгодный контракт

Но по-настоящему крупным торговым центром Киев становится, только оказавшись в составе Российской империи — 27 сентября 1797 года высочайшим указом императора Павла I Дубненская ярмарка была перенесена в Киев. Городок Дубно на Волыни на протяжении десятков лет был центром проведения крупнейшей ярмарки Речи Посполитой, однако, когда польское государство окончательно исчезло с карты Европы, Дубно оказалось почти на российско-австрийской границе и проводить ярмарки там стало неудобно.

К концу ХVIII века Киев насчитывал всего 25 тысяч жителей и состоял из трех поселений, между которыми тянулись поля и холмы. Самое крупное из таких поселений — древний Подол — и было выбрано для Контрактовой ярмарки, впервые открывшейся 15 января 1798 года на Житнеторжской площади. Новая ярмарка, названная Контрактовой, фактически стала одним из градообразующих факторов, дав мощный импульс развития Житнему рынку и Подолу в целом.

Таким образом, ярмарка была перенесена в Киев к обоюдному удовольствию и правительства, и деловых кругов и слилась с традиционной Крещенской ярмаркой, начинавшейся 6-8 января на Житнеторжской площади.

Ежегодная Контрактовая ярмарка собирала в Киеве тысячи иностранных купцов, помещиков и ремесленников. На ярмарке заключались контракты — соглашения на оптовую куплю-продажу промышленных, ремесленных изделий, сельскохозяйственной продукции, на куплю-продажу и аренду помещичьих имений, а также оформлялись кредитные и залоговые операции, семейные дела помещиков связанные с имуществом, брачные договоры, выплата приданого, завещания и тому подобные сделки.

Ярмарка продолжалась около месяца и приносила большой доход городу и горожанам. На эти деньги строились новые общественные здания и жилые дома (сдававшиеся в аренду на время ярмарки), развивалась городская инфраструктура. Все сделки заключенные на ярмарке регистрировались в Главном гражданском суде и совершались в здании магистрата, позже для ярмарки был построен специальный Контрактовый дом, который несколько раз горел, его строили на новом месте и, наконец, окончательно он закрепился в центре большой площади, которая и сегодня, носит название Контрактовой. А ярмарка сохраняла свое значение вплоть до Первой мировой войны.

Подольский привоз

К концу XVIII века река Глубочица из-за сезонных разливов, вызванных дождями, стала угрожать архитектуре плотной обступившей ее с двух берегов Житнеторжской площади и Подолу. Поэтому, по решению городских властей, русло Глубочицы на Подоле выпрямили и обнесли валами для защиты близлежащих домов от паводков. От этих инженерных сооружений и появилось название улицы с разноименными сторонами — Верхний и Нижний Вал. Поскольку сюда сбрасывались отходы гончарного, дегтярного и кожевенного производств, которые вызывали появление над Подолом довольно неприятных ароматов, киевляне прозвали этот участок Каналом, Канавой или Помойкой.

В первой половине ХIХ века воскресная торговля на Житнем рынке получила название Подольского привоза, в честь стихийно образовавшегося рынка привозных товаров на Верхнем — Нижнем валу. Обычно по воскресеньям в 4-5 утра сюда прибывали лодки с верховий Днепра, в которых селяне привозили в Киев на продажу овощи, фрукты, живых кур, гусей, кроликов, свиней и рыбу. В те времена Киевское море еще не затопило исчезнувшие в верховья Днепра села — Шевченковое, Чигрин-Диброва, Рель, Сорокоши, Сваромье, Тарасовичи. В воскресенье, на подольский Привоз киевляне шли как на праздник. На месте разгрузки лодок играли гармони и балалайки, звучали песни, в процессе общения люди обменивались последними сплетнями и новостями. Часть товара продавали еще в Гавани, бывшем устье реки Почайной, часть на примыкающем Верхнем-Нижнем Валу.

Сало, вышиванки и мысли о народе: Тимошенко сходила на рынок, чтобы услышать «отголосок древней культуры»
Сало, вышиванки и мысли о народе: Тимошенко сходила на рынок, чтобы услышать «отголосок древней культуры»
© РИА Новости, Алексей Вовк | Перейти в фотобанк

И река стала улицей

Из-за обмеления и антисанитарных условий Житного торга, который тянулся от гавани до нынешнего рынка, участь реки, давшей жизнь Житному торгу и Подолу, была предрешена. Старинная речка Глубочица, на участке Верхнего и Нижнего Вала, в середине XIX века была упрятана в подземный коллектор. Подобным образом, в начале ХХ века, расправились с верхним течением реки Глубочица, на месте которого находится современная улица Глубочицкая. Сам коллектор очень ценный с точки зрения архитектуры и представляет собой высокий арочный кирпичный ход, официально известен как археологический объект 165. Похороненная людьми Глубочица еще долго выносила в Киевскую речную гавань (бывшее устье срытой реки Почайной) ил, песок, мусор, всю ту историческую память и артефакты, которые тысячу лет оставляли в ней киевляне. После окончания Великой Отечественной войны, вблизи киевской Гавани, еще можно было увидеть песчаные косы, намытые неудобной рекой. Летописная река, ставшая ручьем благодаря людской неблагодарности, жива и поныне, питается источниками в районе завода Артем и Кмитовом яру.

«От Крыма до Рима: Рынок заробитчан в Италии
«От Крыма до Рима: Рынок заробитчан в Италии

Без революций и потрясений

Пожалуй, заключение Глубочицы в коллектор было единственным потрясением для Житного рынка в первой половине ХХ века. Ни революция, ни гражданская война, ни фашистская оккупация не смогли ничего изменить в укладе и внешнем облике рынка, который вплоть до послевоенных лет сохранился в том виде, в котором его застал конец XIX века.

По стороне базара, примыкающей к Фроловскому монастырю, был колхозный рынок, со стороны горы Щекавица раскинулись мелкие торговые лавочки и ремонтные мастерские, а перекрытые двухскатной крышей торговые ряды самого Житного рынка тянулись по обе стороны Верхнего-Нижнего Валов. Разделенный надвое рынок представлял собой торговые ряды, окруженные деревянными галантерейными рундуками, внутри которых сочетание запахов мыла, кремов, кожи и табака создавало неповторимый аромат детства киевлян послевоенного времени. Базарную площадь окружали разнотипные постройки середины ХІХ века с хозяйственными, комиссионными, галантерейными магазинами, занимавшими первые этажи. Вокруг рынка было сосредоточено множество дореволюционных домов с обшарпанными фасадами и грязными, воняющими котами подъездами, в которых располагались ночлежки и тайные притоны. Местность около Житнего была местом сбора всякого рода блатных компаний, а также хорошей ночевкой под открытым небом для нищих и бродяг.
В послевоенное время базары были основным источником существования киевлян, а Житний, как и тысячу лет назад после Батыя, снова стал главным торговым центром города, чему немало способствовала близость речного порта.

В конце 50-х годов прошлого была проведена перепланировка валов, которые по замыслу городских властей должны были стать тихим, красивым и зеленым бульваром на Подоле, с тенистой аллеей и скамейками посередине. Но публика, обитающая вокруг рынка, внесла свои коррективы, бульвар моментально заполонили воры, пьяницы и рыночный сброд. По Подолу ходит легенда, что руководство рынка пыталось искоренить этот рассадник преступности, обратившись за помощью к местному вору в законе Виталику Бомбе, но тот отказался. В наши дни вместо прогуливающихся людей на аллее Валов раскинулись торговые палатки.

Шиворот-навыворот

Горе луковое. Как народный овощ стал антисоциальным
Горе луковое. Как народный овощ стал антисоциальным
© CC0, Pixabay
К концу 60-х годов базар ужали в размерах, попытались сделать более цивилизованным. Он был загнан в пределы одного из валов, а не разбит по обе стороны, как прежде. Почти половину древней Житнеторжской площади вместе с одним из бывших исторических павильонов рынка отдали под автобусную станцию «Подол».

Но основательно за Житний взялись в начале 70-х. Напротив бывшей центральной площади рынка, по Верхнему валу в 1974 году началось строительство нового корпуса Житнего рынка, который должен был вместить весь торговый люд с остатков Житнеторжской площади и нового автовокзала. По замыслу архитекторов Штолько, Ратушинского, Мониной и конструктора Бернарского новое здание рынка должно было «создать целостное восприятие внутреннего и внешнего вида здания» и стать крупнейшим крытым рынком в Европе. Для этого крышу рынка сделали «шиворот-навыворот», вогнутой вовнутрь. К моменту окончания строительства в 1980 году новое здание рынка вмещало 1350 торговых мест (плюс еще 600 на открытой площадке рядом с павильоном), из-за небольшого размера участка уместить на нем столько торговых точек оказалось невозможно и их распределили на нескольких этажах и балконах.

Здание рынка оборудовано складами, холодильными камеры и оросительные установки для зелени. Каждое рабочее место обеспечили горячей и холодной водой. Поскольку здание находится на месте, где издавна существовал базар, фасад украсили чеканными металлическими панно с сюжетами из истории Киевской Руси.

Контраст нового корпуса, построенного в стиле советского постмодернизма, со старой застройкой и отсутствие пространства вокруг рынка делает его инородным объектом на Подоле. Кроме того, в 1990-х он оброс сплошной полосой баннеров и торговыми прилавками, прислоненными к павильону, что еще больше изуродовало здание.

В 2017 году на новом корпусе Житнего начался ремонт. В мае начался демонтаж торговых точек, а на начало июня освободили третий этаж здания и крыло второго. На этом ремонт закончился. Сейчас на рынке готовятся к капремонту, а заодно обещают, в рамках деккомунизации, демонтировать декоративные украшения с названиями городов России. Согласно плану КГА с 2020 года Житний полностью уйдет на реконструкцию и будет закрыт минимум на два года.

Торговцы рассказывают, что по утрам на Житнем рынке скупаются повара известных политиков, бизнесменов и звезд шоу-бизнеса. Так, на рынке можно увидеть танцора Влада Яму, изредка заезжает мэр Виталий Кличко, ранее часто видели экс-президента Виктора Ющенко, который осматривал ряды пасечников.

К несчастью, пользуясь полным безразличием городских властей к историческому наследию, застройщики за последние десятилетия изуродовали неповторимый облик Подола. Было снесено много домов XIX века, вместо которых понастроили инородных Подолу уродцев, но все-таки до сих пор это одно из самых любимых киевлянами и приезжими мест, впитавшее в себя дух тысячелетнего города.