Вернувшийся 7 мая на Украину тележурналист и ведущий Савик Шустер будет работать на телеканале «Украина», сообщило издание «Страна» со ссылкой на источник в окружении Шустера.

Одиннадцать друзей Шустера. Он снова на телеэкранах Украины со своей свободой
Одиннадцать друзей Шустера. Он снова на телеэкранах Украины со своей свободой
© Facebook, Шустер LIVE

«На 70% это почти принятое решение. У Савика не особо большой выбор, между фактически тремя каналами, и с этим они продвинулись дальше других. Второй обсуждаемый вариант — 112 канал. Но скорее всего это будет ТК "Украина"», — рассказал источник изданию.

Шустеру не в новинку работать с богатейшим человеком Украины — олигархом Ринатом Ахметовым, которому и принадлежит канал. С 2008 по 2010 год на телеканале «Украина» выходило шоу Шустера.

Приход на телеканал Ахметова такого опытного и известного на Украине и в России журналиста усилит позиции олигарха в турбулентный период смены власти на Украине. Шустер — сильный медиаигрок. Но пикантности в этой истории добавляет тот факт, что у самого Шустера накопились претензии к некоторым влиятельнейшим игрокам украинской политики.

Лучший друг моджахедов

Заслуженный журналист Украины Савик Шустер родился в 1952 году в Литве. При рождении он получил имя Шевелис Шустерис. В 1971 году его семья эмигрирует из СССР. Шустеры оседают в Канаде. Там же Савик получает высшее образование, окончив факультет биохимии и физиологии университета Макгилла в Монреале. Но через два года после окончания университета, в 1978 году, Шустер круто меняет амплуа и становится журналистом.

Молодой журналист успел поработать в Афганистане, Ливане, Палестине, Израиле, Никарагуа, Чаде. При этом он не только писал для ведущих изданий мира, но и работал в качестве фотографа. На одном из снимков той поры Шустер запечатлен в афганской национальной одежде. В Афганистане Шустер среди прочего выпускает и распространяет поддельный выпуск газеты «Красная звезда» с антисоветской и антивоенной агитацией.

Как заявлял сам Шустер, тогда — в 1984 году — он работал на итальянские СМИ и не был связан с ЦРУ, хотя расклейку поддельной «Красной звезды» в Кабуле посчитали именно американской диверсией.

«Так я получил звание «агента ЦРУ», — заявлял сам Шустер.

Савик Шустер будет вести ток-шоу на телеканале «Украина» – СМИ
Савик Шустер будет вести ток-шоу на телеканале «Украина» – СМИ
© commons.wikimedia.org, Valeamicus | Перейти в фотобанк

В России Шустер начал работать в середине девяностых годов ХХ века, а к «нулевым» он уже стал тяжеловесом политической журналистики.

На Украину из России он приехал почти через год после «оранжевой революции». В 2005 году его шоу «Свобода слова» стало выходить на канале ICTV, принадлежащем олигарху Виктору Пинчуку. После этого на украинских телеканалах стали появляться клоны этого ток-шоу. Впрочем, на одном канале Шустеру не сиделось. В 2007 году он переходит на телеканал «Интер», принадлежащий Дмитрию Фирташу, а в 2008-м — на телеканал «Украина».

Телепередача Шустера отличалась от ее клонов, с одной стороны, большой политической откровенностью, с другой — стала своеобразным политическим шоу, в котором политики пиарились, раскрывая секреты друг друга и тайны коридоров власти. Одно время в украинском политикуме была распространена шутка о том, что, чтобы попасть в ток-шоу Шустера, надо сначала быть избранным в украинский парламент. Популярность пятничных телешоу Шустера была так высока, что владельцы каналов были готовы платить ему любые деньги за работу в их телекомпаниях. И платили.

В январе 2011 года Шустер покидает и Ахметова, перейдя на государственный «Первый национальный канал». Спустя два года он возвращается на «Интер», чтобы через год, в 2014-м, вернуться на «Первый национальный», где его программа выходила в сотрудничестве с «24 каналом». В феврале 2015 года Шустер начинает работать на телеканале «112», а в сентябре того же года — на канале «1+1», принадлежащем олигарху Игорю Коломойскому.

По слухам в медиатусовке, переход Шустера с канала на канал объяснялся астрономическим ростом его гонораров. При этом журналисты, побывавшие на его телешоу, отмечают умелое и беззастенчивое манипулирование, которое использует Шустер в отношении гостей. Тем, кто ему нужен, он бесконечно может предоставлять слово, а других ограничивает, используя как немую картинку. Некоторые владельцы каналов утверждали, что известный журналист поставил свое шоу, в обход владельцев телеканала, на коммерческую основу, что и объясняло его избирательность во время телепередач.

«Сделал одну передачу, а на второй спалился. Взял деньги. Условие было, что он не должен брать деньги ни с кого… У каких-то мэров (взял, — ред.)… Причем одного мы подсунули специально, чтобы проверить на вшивость… Вот такая гниль. Не, ну договорились, пожали руки, все, как говорится… «Вот тебе. Сколько ты хочешь за передачу? Столько? Вот тебе за передачу, пожалуйста. Только ты ничего больше ни с кого не собираешь». Ну это ж у него была практика, приглашать и забирать за это деньги. Ну все, там с трех мэров взял, два или три раза, с двух или с трех… Там была передача, мэров что-то приглашали, там была какая-то история… не крупных городов, не больших мэров. Да, он слупил по два по 50 тысяч или три по 50 тысяч. Один из них был наш», — заявил Коломойский в интервью «Украинской правде» в 2019 году.

По его словам, это и стало причиной охлаждения отношений его и Шустера.

«Это позор. Человек берет и собирает деньги с гостей. Это риски для телеканала. Ну а как называется, если ведущий собирает деньги с приглашенных и они нигде не проходят, ни в бухгалтерии, нигде вообще. Это риски. Тем более, у нас же не самые добрые отношения. Где-то завтра выплывет, потом попадет к Артеменко (председатель Нацсовета по вопросам телевидения и радиовещания с 2014 по 2019 год Юрий Артеменко, — ред.), они тебе предупреждение или еще хуже — уголовное дело», — утверждал олигарх.

Впрочем, с Коломойским не все однозначно. Владельцы телеканалов считали: раз они ему платят, Шустер должен выполнять то, что ему будут диктовать они. Именно в сентябре 2015 года на канале "1+1" Коломойского произошел вопиющий случай, когда программу Шустера сняли с эфира за несколько минут до ее выхода. Предыстория того конфликта следующая. Лидер "Радикальной партии" Украины Олег Ляшко заявил журналистам, что располагает доказательствами коррупции президента Порошенко — якобы у него в телефоне имеются СМС-ки, содержащие соответствующую информацию (видимо, предложения президента Ляшко голосовать по определенным вопросам за определенные суммы). На просьбы журналистов продемонстрировать имеющиеся у него доказательства Ляшко пообещал это сделать вечером, в программе у Шустера. Когда же он появился в студии, Шустеру позвонили и сказали, чтобы Ляшко не был допущен в эфир. Савик, тем не менее, решил действовать самостоятельно, то есть вопреки поступившей сверху команде. И шоу в связи с этим было отменено. С этого момента врагами Шустера стали Коломойский, фактически запретивший ему выход в эфир на своем канале, и Порошенко, который, судя по всему, договаривался с Коломойским о закрытии телепередачи.

Шустер после этого начал работать на собственном кабельном канале 3s.tv. Но осенью 2015 года Шустера начали выдавливать из страны. Причина — критика журналистом действующей власти. В апреле 2016 года Шустеру аннулировали разрешение на работу на Украине.

«Сперва ему дали разрешение на работу, а потом… передумали. Два события с разницей в две недели. Озарение к сотрудникам центра занятости пришло после телефонного звонка. <…> Это называется телефонное право as it is, недопустимое независимо от того, к кому оно применяется», — прокомментировал случившееся народный депутат и бывший журналист Сергей Лещенко.

Сам же Шустер заявил: он разочаровался в тогдашнем президенте Петре Порошенко.

«Я не ожидал обмана от Петра Порошенко. Думал, что он реально европейский человек. Он выступал как европейский человек, я ему верил, мы все ему верили… У него абсолютно сталинское понимание, только с офшорами, «кто против меня — тот против нас»… Он оказался человеком вообще не европейским», — рассказал сам Шустер.

В конечном итоге после череды судов, а также проблем с финансированием канала Шустер свернул деятельность на Украине. В 2018 году Шустер на несколько дней вернулся на Украину, где представил свою книгу «Свобода слова против страха и унижения», в которой среди прочего жестко критиковал Порошенко. И лишь после поражения пятого президента на выборах журналист снова вернулся на Украину.

Шустер назвал Порошенко скупым, злопамятным и немножко толстым
Шустер назвал Порошенко скупым, злопамятным и немножко толстым
© commons.wikimedia.org, Valeamicus | Перейти в фотобанк

Против двух олигархов

По прилете на Украину 7 мая Шустер дал интервью изданию «Страна», где заявил, что возвращаться в журналистику не планирует.

«Смотрите, нет ассоциации — вот я приехал, а значит, я буду с кем-то вести переговоры и что-то новое открывать. Нет: я приехал — просто приехал. Потому что я Павла (Павел Елизаров, генеральный директор канала 3S.tv, давний соратник и бизнес-партнер Шустера. — Ред.) давно не видел. Мы в Киеве очень давно не виделись, год практически. И пришло время поговорить. Это совершенно по-человечески», — отметил журналист.

Но спустя три недели оказалось, что он может вернуться в журналистику, да еще и на канал, принадлежащий Ахметову. При этом Шустер — известная на Украине медиафигура, корифей украинской журналистики. Его ток-шоу будут смотреть, а участие в нем сочтут за честь многие украинские политики.

При этом не терпящий диктата Шустер тематику таких шоу может выбирать сам. И тут необходимо помнить, что у него есть конфликты с ведущими игроками украинской политики, среди которых первый — это Порошенко. Его Шустер не простил.

«Самый необычный подарок мне подарил Петр Алексеевич Порошенко, когда отобрал у меня разрешение на работу. И я подумал: какая же скотина», — заявил он 14 мая в интервью журналистке Алесе Бацман.

На просьбу охарактеризовать предыдущего украинского президента тремя словами Шустер ответил: «Скупой, злопамятный и немножко толстый».

В общем, Порошенко следует приготовиться. Вдобавок к его «заклятому другу» Михаилу Саакашвили, прилетевшему на Украину 29 мая, его будет добивать и журналист, которого Порошенко в свое время лишил права на работу на Украине.

Но одним лишь Порошенко Шустер вряд ли ограничится. Ведь есть еще один олигарх, нанесший журналисту унизительную обиду. Речь об Игоре Коломойском, с канала которого в 2015 году за считаные минуты до выхода в эфир сняли его передачу.

Ростислав Ищенко: Шустер вернулся на Украину, чтобы заработать
Ростислав Ищенко: Шустер вернулся на Украину, чтобы заработать

«Я не ваш раб. Я не какое-то дерьмо в ваших руках… Почаще смотритесь в зеркало, и там вы увидите больше правды», — заявил тогда раздосадованный Шустер гендиректору «1+1» Александру Ткаченко.

При этом он не забыл и о владельце канала Коломойском, которого обвинил в действиях в пользу Порошенко.

«Мы должны были выходить на канале «1+1», как обычно. У нас контракт с телеканалом «1+1». Внезапно нас сняли с эфира. Мы узнали об этом за 2 минуты до эфира. Я думаю, это договоренность владельца «1+1» с Администрацией президента. Я не знаю, на каких условиях и почему», — отмечал Шустер.

Когда через три с лишним года Шустер вернулся на Украину, он дал понять, что не забыл и о Коломойском, пошутив, что позовет олигарха работать на свой канал.

Зачем Ахметову Шустер?

В общем, и у Порошенко, и у Коломойского с возвращением Шустера на украинские телеэкраны прибавится головной боли. А Ахметов, в свою очередь, увеличит мощность своего медиаоружия — телеканала «Украина», что немаловажно в период избирательной кампании.

Но главная задача олигарха Ахметова, который, конечно же, осведомлен о непростой репутации Шустера, — использовать его против Коломойского, с которым у самого богатого украинца давняя и не стихающая конкуренция, переходящая в конфликт и даже войну. И Савик в этой битве олигархов будет играть свою музыкальную партию — не первой скрипки, но точно первого барабана.