На Украине запустился новый проект. Сайт theБабель официально начал работу 17 сентября, хотя первые материалы на нем появились еще 20 дней назад.

«Акционеров у сайта несколько. В том числе Коломойский. У всех разная роль и вклад», — призналась шеф-редактор сайта Катерина Коберник.

По ее словам, новосозданное СМИ будет «сайтом здорового человека» — того самого украинца, который «не знает всех депутатов БПП, но ему интересно читать фичеры о политиках». При этом отдельно Коберник подчеркнула, что проект не имеет отношения к каналу Коломойского «1+1», где она работала ранее.

Главный редактор сайта Глеб Гусев. Первый большим материалом, который появился на сайте в день официального открытия, был репортаж об одном дне жизни министра внутренних дел Украины Арсена Авакова. Кстати, описывается один день в апреле. Таким образом, решение о создании theБабель было принято довольно давно.

Издание Украина.ру разбиралось, что значит запуск нового сайта в преддверии нового политического сезона и фактического старта избирательной кампании.

Кто будет «любимой женой» Вашингтона: схватка Гриценко и Вакарчука даст шанс «хромой утке»
Кто будет «любимой женой» Вашингтона: схватка Гриценко и Вакарчука даст шанс «хромой утке»
© gp.org.ua / Перейти в фотобанк

«Медуза» по-украински и неоднозначное название

Символом сайта, стоящим перед названием, стал перевернутый знак абзаца, используемого в том числе и в Word. Смысл названия должен был объяснить главред. Однако Гусев не стал этого делать.

С одной стороны, Babel — это латинская транскрипция названия Вавилона на древнееврейском. Коломойский — не только олигарх, но и президент Объединенной еврейской общины Украины. С другой название отсылает к советскому писателю Исааку Бабелю. Он — автор знаменитой «Конармии» и «Одесских рассказов». Бабель известен не только мастерством владения русским языком, но и страстью к документалистике.

«Бабель работал не только в Конной, он работал в Чека. Его жадность к крови, к смерти, к убийствам, ко всему страшному, его почти садическая страсть к страданиям ограничила его материал. Он присутствовал при смертных казнях, он наблюдал расстрелы, он собрал огромный материал о жестокости революции. Слезы и кровь — вот его материал. Он не может работать на обычном материале, ему нужен особенный, острый, пряный, смертельный», — писал о нем в своих дневниках знавший Бабеля лично главный редактор «Нового мира» Вячеслав Полонский.

Кстати, одним из главных героев «Одесских рассказов» был бандит Беня Крик по прозвищу «Король». Прозвищем самого олигарха Коломойского также является «Беня».

Определенный артикль the — дань уходящей моде.

«Это издание особенное, во-первых оно украинская «Медуза», во-вторых называется как ресторан theВurger и бар theBar пять лет назад, в-третьих его владелец Игорь Коломойский, в-четвёртых на главной странице промо материал про Авакова», — пишет о новом издании медиаэксперт, продюсер и ведущий, один из мэтров украинского PR Владимир Петров.

Он указывает на то, что честность создателей сыграла руководству сайта на руку. Их не в чем обвинить.

«Когда не врёшь и на входе рассказываешь, кто ты, чьи деньги и у кого ты «украл» идеи и стилистику тебе и предъявить нечего», — отмечает Петров.

И действительно, дизайн сайта напоминает дизайн «Медузы» — оппозиционного российского издания, базирующегося в Латвии. В начале сентября телеканал Russia Today опубликовал расследование, в котором доказывается, что финансирование «Медузы» производится связанными с Джорджем Соросом структурами, а также государственными организациями Швеции. Публикация этого материала вызвала бурную реакцию в Рунете.

Возглавляющий theБабель Гусев признается: дизайном «Медузы» они действительно вдохновлялись.

«У меня часто спрашивают: почему вы украли дизайн сайта у «Медузы». Отвечаю. Это вы еще нашу админку не видели», — шутит он.

Но за шутками над дизайном и гаданием над смыслом названия сайта кроется главное — зачем он был создан.

Попытка заработать или повлиять на выборы?

Руководство нового издания довольно опытное. До theБабель Гусев работал в таких изданиях, как «Esquire Украина» и Father, а также на радио «Аристократы». Коберник известна как опытный политический журналист, чья звезда вошла еще в журнале «Корреспондент», который возглавлял тогда Виталий Сыч. Работала Коберник под началом главы отдела «Политика» Андрея Смирнова. После — трудилась в украинском Forbes заместителем главреда, писала статьи для российского «Слона». Покинуть «Forbes Украина» ее вынудила покупка издания олигархом Сергеем Курченко в 2013 году. Через некоторое время после этого Коберник возглавила TCН.ua — информационный ресурс, который начинался как сайт программы «Телевизионная служба новостей» на канале «1+1», но позже перерос в отдельное новостное СМИ.

Такой бэкграунд руководства издания, а также личность самого Коломойского, заставляет усомниться в том, что theBabel — это просто «для души» и информирования «рядового украинца о всем интересном».

Голова Садовый: За что торгуется мэр Львова на выборах президента Украины
Голова Садовый: За что торгуется мэр Львова на выборах президента Украины
© РИА Новости, Александр Максименко / Перейти в фотобанк

«Я думаю, что элемент подготовки к выборам. Использовать свои официальные медиа-каналы для слива информации и призыва к диалогу группа «Приват» не может. Очевидно, есть некие «красные линии» — договоренности с властью, которые эта группа нарушать, используя медиа-холдинг «1+1», не может. Поэтому, возможно, и создали альтернативный канал коммуникации группы «Приват» и мы увидим там более откровенную позицию этой группы в отношении власти», — отмечает в комментарии изданию Украина.ру политолог Руслан Бортник.

Он подчеркивает: признание руководства theБабель связи с Коломойским не навредит этому делу.

«Это нужно, чтобы все понимали, что это голос группы «Приват», — говорит Бортник.

Примечательно, что рассказывая detector.media о связи нового СМИ с Коломойским, Коберник подчеркнула — олигарх не будет влиять на информационную политику издания.

«Участие лично Игоря Коломойского в проекте сейчас ограничено. Мы свыше трех лет назад заключили с ним редакционный договор по ТСН.ua, и за все это время инвестор ни разу не пытался влиять на редакционную политику сайта. В отношении нового сайта у нас такие же условия», — рассказала она.

Таким образом, официально Коломойский не влияет на theБабель, но в то же время финансирует это издание.

Также стоит отметить, что активной раскрутки сайта пока не было. Ряд украинских политологов на вопрос издания Украина.ру честно признали, что пока ничего не слышали о theБабель. Таким образом, версия, высказанная Бортником довольно правдоподобна: с одной стороны, к сайту стараются не привлекать внимание и отрицают влияние на него опального украинского олигарха, с другой — руководство theБабель честно признается в финансировании Коломойским.

Красноречиво и время появления сайта — начало политического сезона и фактический старт избирательной кампании, а также то, что он ориентируется на новую целевую аудиторию — продвинутую молодежь и успешных людей среднего возраста, не сильно погруженных в политические перипетии. Примечателен и способ подачи информации — инфотейнмент. Он нацелен на информирование и одновременное развлечение аудитории. Коломойский усиливает свое присутствие в информационном пространстве. И вряд ли это понравится президенту Украины Петру Порошенко.