Причины привлечения нардепов к уголовной ответственности различны.
По данным Генпрокуратуры:
— Дунаев, будучи народным депутатом, внес заведомо недостоверные сведения в электронную декларацию;
— Колесников, будучи главой Агентства государственного имущества, содействовал отчуждению производственного и лабораторно-бытового корпусов ГП «Научно-исследовательский и конструкторско-технологический институт трубной промышленности» в Днепропетровске;
— Вилкул в течение 2011-2012 годов издал распоряжение о незаконном изменении целевого назначения земельных участков общей площадью более 66 га.
Представление на Дунаева инициировано НАБУ и САП, а Вилкула и Колесникова — прокуратурой Днепропетровской области.
Это уже повторное представление и, соответственно, продолжение скандала, который был начат еще на прошлой сессии.
Впервые представление на этих депутатов было подано 25 мая, но уже 19 июня регламентный комитет парламента направил представления обратно в прокуратуру. Отказ комитета был связан с чисто процедурными моментами — он не получил надлежащим образом оформленных дополнительных материалов (это нормально, учитывая, что у генпрокурора нет профильного образования и опыта работы, а у прокуроров нет никакого интереса способствовать реализации его политических амбиций).
Луценко, разумеется, возмутился и заявил, что комитет нарушил закон, но повторное представление подал. Правда непонятно, исправлены ли в нем недостатки предыдущего представления.
Вилкул ответил, что «президентская избирательная кампания началась с зачистки оппозиционного поля. Это очередное нелепое фейковое "подання", поданное в Верховную Раду. Это все давление, это давление на нашу политическую силу, на меня. Борются с теми, кто не хочет сдаваться».
Оппоблок же заявил, что «в Украине преследования оппозиции приобрели системный характер, существует реальная угроза свертывания демократии. Призываем все политсилы, которые хотят мира, стабильности и развития в стране, объединиться в единый политический фронт и вместе противостоять нынешнему режиму и его попыткам узурпировать власть и ввести в стране диктатуру».
Дела против Вилкула и Колесникова имеют явную политическую составляющую, однако источник их до конца не ясен.
У части элит Днепропетровска, вставших на сторону Майдана (сейчас они представлены мэром Борисом Филатовым), есть значительные претензии к Вилкулу и, отчасти, к Колесникову. Тут есть как политическая составляющая, так и бизнес-политическая.
В чисто политическом отношении Вилкула обвиняют в организации разгона «мирных протестующих» в 2014 году и пресечении провокаций со стороны националистов 9 мая 2017 года. Особые претензии тут должны быть у нардепа Андрея Денисенко — именно он организовывал колонну, которая должна была блокировать здания обладминистрации и облсовета, причем его подозревали в сговоре с Вилкулом, которому нужна была «картинная» акция, показывающая его способности борца с майданами.
Проблема тут в том, что влияние Филатова и, тем более, Денисенко, на прокуратуру весьма умеренное, если не сказать больше. Напрямую их интерес не мог быть реализован в уголовных делах.
В бизнес-политическом аспекте Вилкул и Колесников представляют группу Ахметова (точнее — ее фрагмент, базирующийся в Кривом Роге), которая в Днепропетровском регионе представляла определенную оппозицию группам Коломойского и Пинчука. Если Коломойский, в значительной степени, перестал быть актуален, то Пинчук занимает довольно устойчивые позиции. Однако, ничего не известно о сколько-нибудь острых конфликтах Пинчука и Ахметова, а главное — противоречия такого уровня разрешаются отнюдь не на уровне Днепропетровска.
На уровне Киева ситуация становится еще более запутанной.
Вилкул и Колесников действительно являются сильными игроками «Оппозиционного блока», соответственно — публичным и финансовым. Но насколько АП выгодно давить их в этом качестве не совсем понятно — если идея выхода во второй тур Порошенко и Бойко по-прежнему актуальна, тогда такой ход лишен смысла. Напротив — надо создать условия для того, чтобы команда была сильной. Разве что Луценко тупо подставили в расчете на то, что он все равно не сможет ничего добиться в Раде, а претензии правоохранителей пойдут фигурантам только на пользу. Но этот вариант требует учета слишком многих деталей, чтобы быть реальным (например, Луценко может и правильно оформить документы). Более логично предположить, что в АП просто отказались от второго тура с Бойко.
Вероятной представляется другая версия — претензии обращены не столько к Вилкулу и Колесникову, сколько к Ахметову. Отношения между президентом и олигархом, вроде бы, далеки от конфликтных, но ведь всегда есть определенные шероховатости, связанные с вопросами собственности и финансов. Почему бы не решить эти вопросы путем давления на партнеров?